Soft skills для детей: жизненно важные умения
Развитие Soft skills для детей можно назвать наиболее перспективным направлением в системе образования и воспитания. Как отмечается в отчете компании Dell Technologies, 85 % должностей, которые будут существовать в 2030 году, еще не придуманы. Поэтому 65 % нынешних школьников будут работать на должностях, которых еще не существует. Помочь ребенку подготовиться к будущей карьере в условиях быстро меняющегося мира поможет усовершенствование гибких навыков (soft, в переводе с англ. означает “мягкий, тихий, нежный, нестрогий”). Именно они определяют успешность человека в долгосрочной перспективе.
Soft Skills также переводятся как надпрофессиональные, гибкие, мягкие, метапредметные, личные, нетехнические навыки. Они помогают общаться с людьми, адаптироваться к различным ситуациям и организовывать свою деятельность вне зависимости от профессиональной сферы.

Содержание:
- Soft skills и hard skills: различия и взаимосвязь
- Какие бывают soft skills
- Что дают soft skills детям?
- Как развивать soft skills у детей
- Книги по soft skills для детей и родителей
Soft skills и hard skills: различия и взаимосвязь
В последние 400 лет наука, инженерия, технологии, математика, бизнес и финансы были приоритетными направлениями человеческого знания. Необходимые для совершенствования этих сфер узкопрофильные навыки (Hard skills) сформировали в системе образования тенденцию на заучивание, аналитическое мышление и решение тестов.
Но еще сотню лет назад в «Исследованиях инженерного образования» Фонда Карнеги было выявлено, что 85 % успеха в работе достигается за счет хорошо развитых soft skills, и только 15 % — за счет технических навыков и знаний — hard skills.
Кэрол Дуэк, автор международного бестселлера Mindset («Гибкое сознание») убеждена, что soft skills способствуют совершенствованию академических навыков. Следовательно, soft skills и hard skills дополняют друг друга. Их взаимосвязь и взаимовлияние позволяют человеку находить решение задач любой сложности.
Отметим, что hard skills полезны для достижения успеха в конкретной области, тогда как soft skills дают человеку преимущество вне зависимости от отрасли. При этом жесткие навыки быстро устаревают и требуют от человека постоянного совершенствования и повышения квалификации. Для развития базовых soft skills, таких как самоорганизация, тайм-менеджмент, коммуникация, люди до сих пор успешно применяют теории, разработанные Дейлом Карнеги (Коммуникация) и Брайаном Трейси (Тайм-менеджмент, целеполагание, самооценка), Дэниелом Гоулманом (Эмоциональный интеллект) и Маршаллом Розенбергом (Ненасильственное общение) еще в 30—70-х годах прошлого столетия.
Hard skills позволяют успешно сдать экзамены, пройти аттестацию, освоить конкретную учебную программу. Soft skills помогут построить крепкие доверительные взаимоотношения с другими людьми, организовать свои учебные задачи таким образом, чтобы было время на отдых.
Какие бывают soft skills
В исследованиях направления soft skills для детей часто можно увидеть, что стандарты образования в большей степени сосредоточены на совершенствовании hard skills. Тем не менее детальное прочтение актуальных ФГОС дошкольного, начального общего и основного общего образования (что такое ФГОС?) позволяют увидеть, что «личным» и «метапредметным» навыкам уделяется все больше внимания.
На основе упомянутых стандартов разберем такие soft skills для детей как
- самообучаемость;
- самоорганизованность;
- коммуникация;
- саморефлексия.
Самообучаемость

2 месяца — 3 года:
● Заинтересованность в окружающих предметах, эмоциональная вовлеченность во взаимодействие с ними.
3—7 лет:
● Интерес к построению причинно-следственных связей.
● Попытки придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей.
● Склонность к наблюдению и экспериментам.
7—10 лет:
● Определение мотивов учебной деятельности.
● Формирование личного смысла обучения.
● Критическое мышление. Умение искать и обрабатывать информацию.
● Умение сравнивать, обобщать и классифицировать по определенным признакам.
● Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии.
● Принятие учебных целей и задач.
● Поиск средств достижения целей.
11—15 лет:
● Ответственное отношение к обучению.
● Способность к саморазвитию и самообразованию.
● Осознанный выбор и построение своего образовательного процесса с учетом личных профессиональных предпочтений.
● Формирование мировоззрения, соответствующего уровню развития современного мира.
● Мотивация к познанию.
Самоорганизованность (Самостоятельность)

2 месяца — 3 года:
● Проявление настойчивости в достижении результатов своих действий.
● Умение пользоваться бытовыми предметами, знание их назначений (ложка, расческа, карандаш).
● Владение элементарными навыками самообслуживания.
● Проявление самостоятельности в бытовом и игровом поведении.
3—7 лет:
● Проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
● Способность выбрать род занятий.
● Способность к волевым усилиям.
● Следование правилам в различной деятельности.
● Принятие собственных решений, опираясь на свои знания.
7—10 лет:
● Начальные навыки адаптации.
● Ответственность за поступки.
● Планирование своих действий.
● Развитие самостоятельности.
● Определение эффективных способов решения проблемы и достижения результата.
11—15 лет:
● Усвоение правил поведения в опасных ситуациях.
● Осознанное отношение к своим поступкам.
● Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Коммуникация (в том числе межкультурная)

2 месяца — 3 года:
● Умение просить помощи.
● Подражание взрослым, воспроизведение их действий в игре.
● Наблюдение за сверстниками, подражание им.
3—7 лет:
● Активное взаимодействие со взрослыми и сверстниками, участие в играх.
● Способность договориться, учитывая интересы других.
● Сопереживание.
● Стремление разрешать конфликты.
● Умение проявлять свои чувства.
● Умение выражать мысли и желания.
● Навыки самопрезентации.
7—10 лет:
● Уважение чужой культуры.
● Сопереживание.
● Отзывчивость.
● Доброжелательность.
● Сотрудничество.
● Стремление слушать собеседника.
● Принятие чужого мнения.
● Изложение собственной точки зрения, умение ее аргументировать.
● Умение договариваться.
● Решение конфликтов, принимая во внимание интересы всех сторон.
11—15 лет:
● Осознанное и уважительное отношение к другим людям, мнениям, традициям, культурам, религиям.
● Организация совместной деятельности со сверстниками или взрослыми.
● Забота о близких.
● Достижение взаимопонимания в диалогах.
● Формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками, детьми старше и младше, взрослыми.
Саморефлексия

3—7 лет:
● Развитие чувства собственного достоинства.
7—10 лет:
● Понимание причин успеха и неудачи в своей учебной деятельности.
● Начальные формы рефлексии.
● Способность оценивать свое поведение и поведение других.
11—15 лет:
● Формирование личных ценностей.
● Способность к саморазвитию.
● Стремление к личному самоопределению.
● Умение строить планы и ставить цели.
● Владение основами самоконтроля и самооценки.
К гибким навыкам также относятся смежные направления:
● Креативность
○ Нестандартное мышление.
○ Эмоциональный отклик на произведения искусства.
○ Развитое воображение.
○ Наличие мотивации к творчеству.
● Критическое мышление
○ Сомнение и перепроверка фактов.
○ Способность искать необходимую информацию.
● Лидерство
○ Принятие решений за коллектив.
○ Ответственность за решения людей в группе.
● Эмоциональный интеллект
○ Умение управлять своими эмоциями.
○ Адекватная оценка чужих эмоций и другие.
Что дают soft skills детям?

Если мы, взрослые, хотим создать более мирное и благоприятное общество, мы должны позаботиться о том, чтобы наши дети могли свободно развивать свое критическое мышление, креативность, умение адаптироваться, справляться с тревогой. Мы должны способствовать развитию таких soft skills у детей как сочувствие, терпимость, уважение. Важно научить ребенка чувствовать уверенность в себе, привить способность справляться с проблемами.
Гибкие навыки позволят ребенку свободно ориентироваться в информационном потоке и не испытывать перегрузки инфошумом. Развитие критического мышления сформирует привычку оценивать услышанную информацию, убережет его от манипуляций со стороны других людей или компаний. Навыки самоорганизации позволят ребенку правильно распределять свое время, не переутомляться, иметь возможность развивать все сферы своей жизни и организовывать качественный отдых.
Soft skills помогают детям применять профильные/предметные знания на практике, работать в команде. Они помогут преуспеть вне зависимости от выбранной профессии.
Как развивать soft skills у детей
Для развития гибких навыков необходимо создание благоприятной среды, в которой у ребенка будет возможность проявить себя. Поддержка и взаимопомощь домашних и личный пример родителей и окружающих взрослых позволит ребенку перенять модели поведения, общения, выражения мыслей и чувств, реакций на проблемы и поиска решений.
Для развития коммуникативных навыков, лидерских качеств и командной работы рекомендуем подобрать для ребенка спортивные секции или творческие кружки. Они позволят ему научиться строить взаимоотношения не только на основе семейных связей или для решения учебных задач, но и на основе личного интереса к виду спорта или хобби.
Правильное построение взаимоотношений с ребенком также является одним из главных ключей к развитию гибких навыков.
Как вести себя взрослому
● Относитесь к его потребностям с уважением.
● Считайтесь с его мнением.
● Давайте ему возможность выбирать.
● Объясняйте, почему вы или другой человек поступили так, а не иначе.
● Помогайте ребенку самостоятельно прийти к ответу на вопрос, вместо того, чтобы сразу на него отвечать.
● Объясняйте, что каждый может совершить ошибку.
● Показывайте возможные точки роста из ошибок.
● Учите предполагать и строить прогнозы.
● Давайте небольшие посильные поручения (принести предмет, сходить в магазин).
Игры и задания для развития soft skills
● Поиск предметов определенного цвета в комнате развивает внимательность.
● Шахматы и головоломки помогут ребенку логически мыслить.
● Поиск общих признаков у разных предметов или явлений, задачки формата «Правда или вымысел», оценка качеств предметов (что тяжелее/быстрее и проч.) поможет научиться анализировать полученную информацию, проверять факты и разовьет критическое мышление.
● Введение распорядка дня поможет научиться планировать время на задачи и отдых, избавит от излишней утомляемости.
● Применение правил 2 минут (Джеймс Аллен) и 5 секунд (Мел Роббинс) научат ребенка не откладывать дела на потом. Правило 2 минут предполагает, что все, на что требуется менее 2 минут, лучше выполнить сразу. А правило 5 секунд работает как мотивация к действию без лишних раздумий, в нем используется обратный отсчет 5, 4, 3, 2, 1, как при запуске ракеты.
● Вовлечение в волонтерскую деятельность научит ребенка сопереживать, привьет чувство заботы о других людях, животных, природе и позволит сформировать личные ценности.
● Дискуссии на различные темы научат слушать и принимать чужую точку зрения, аргументировать свою и договариваться.
● Анализ поведения героев из детских книг и фильмов поможет научиться оценивать эмоции и чувства других людей, а также управлять своими.
● Дружба и взаимодействие с людьми другой культуры, пола, возраста поможет вывести коммуникативные навыки на новый уровень и разрушить появившиеся стереотипы.
Книги по soft skills для детей и родителей
Для детей
1. Коби Ямада «Может быть», «Выпал шанс. Что с ним делать?», «Есть проблема. Что с ней делать?» и «Есть идея. Что с ней делать?» — красочные интересные издания об обретении смелости, формировании характера, безграничном потенциале каждого из нас, важности проблем, идей и новых возможностей.
2. Джайлз Андрэ «Танцующий жираф» — трогательная история о жирафе Джеральде, который ничего не хочет так, как танцевать. Эта книга вдохновит ребенка на преодоление своих страхов и опасений ради достижения своей мечты.
3. Рэй Далио «Принципы успеха» — иллюстрированная версия международного бестселлера «Принципы» для всех возрастов. Автор учит принимать реальность такой, какая она есть, и брать ответственность за свою жизнь.
4. Дэвид Аллен «Как привести дела в порядок в школе и не только» — в этой книге адаптирована для школьников одна из самых популярных методик личной эффективности Getting Things Done.
Для родителей
1. Stephen Covey “7 Habits of Happy Kids” — детская адаптация одного из главных международных бестселлеров по развитию Soft Skills «7 навыков высокоэффективных людей».
2. Gary Chapman “5 Love Languages for Kids” — Концепция пяти языков любви, адаптированная под детско-родительские отношения, позволит построить качественную коммуникацию с малышом и заложить основы построения дальнейших отношений ребенка.
3. Адель Фабер «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» — мировой бестселлер, простое руководство по построению взаимоотношений с детьми.
4. Симона Дэвис «Монтессори для малышей» — бестселлер американского педагога, который учит родителей развивать в малыше ответственность и любознательность.
5. Дэниел Сигел «Дисциплина без драм» и «Воспитание с умом» — специалист по нейропсихиатрии и детской и подростковой психотерапии дает советы о том, как научить ребенка контролировать эмоции, быть ответственными за свои поступки и регулировать свое поведение.6. Филиппа Перри «Как жаль, что мои родители об этом не знали (и как повезло моим детям, что теперь об этом знаю я)» — британский бестселлер, который поможет родителю научить ребенка признавать чувства, объяснит, как реагировать на различное поведение детей, чтобы способствовать развитию гибких навыков малыша.