Цифровое портфолио школьника потеснит ЕГЭ?
Тема “цифрового портфолио школьника” вызывает множество вопросов. Во-первых, что это? Во-вторых, зачем оно нужно? В-третьих, как его собирать? Возможно кто-то даже краем уха слышал, что оно заменит ЕГЭ… Однозначно сейчас можно сказать, что цифровое портфолио школьника – тренд современного образования. Это направление будет развиваться и совершенствоваться. Поэтому важно “держать руку на пульсе” и знать уже сейчас, что из себя представляет данный проект и какие у него перспективы.

Содержание статьи:
- Почему именно слово “портфолио”
- Что такое “цифровое портфолио школьника”
- Зачем вообще нужно цифровое портфолио
- Новое слово для знакомого содержания
- Где уже применяется цифровое портфолио на практике
- Цифровое портфолио школьника – пока сырой проект
Почему именно слово “портфолио”
Само слово “портфолио” пришло из итальянского portafoglio, что значит “папка для отдельных листов”. Долгое время понятие “портфолио” ассоциировалось с художниками, дизайнерами и другими творческими личностями, которые собирали в “эту папку” свои художественные работы. Все вышеперечисленные профессии очень прикладные, т.е. чтобы понять, как художник рисует или как дизайнер создает интерьер, мало просто увидеть его диплом с “сухими” оценками. Важно познакомиться с его рисунками, композициями, чертежами, т.е. его практическими работами.
Сейчас портфолио оформляют люди и других профессий, которые так или иначе имеют творческий компонент в своей работе. Учителя, например, могут представить в портфолио свои разработанные уроки, курсы. Веб мастера собирают в портфолио примеры своих лучших сайтов.
Следует заметить, что в портфолио “складывают” только самые удачные работы.
В современном подходе к образованию преобладает практико-ориентированный и деятельностный подход. Красной линией в Стандартах, Концепциях и других нормативных документах проходят такие понятия как “системно-деятельностный подход”, “активная учебно-познавательная деятельность обучающихся”. Простыми словами это значит, что ученик перестал быть пассивным накопителем знаний. Теперь он активный деятель, который, получая знания, умеет применять их на практике, превращая в полезные для реальной жизни навыки и умения.
Система образования отходит от “плоской” оценки ученика лишь по школьным отметкам. Школьник превращается в того самого “художника”, который должен не просто получить “корочку”, но и показать, что он на самом деле умеет, собрав в одну “папку” “листы” из разных сфер своей жизни.
Что такое “цифровое портфолио школьника”
Цифровое портфолио школьника – это электронная система учета индивидуальных достижений ученика в различных областях деятельности: учеба, наука, спорт, творчество, социальная активность. В портфолио включают:
- оценки по школьным предметам;
- результаты диагностик (ВПР, МЦКО …);
- успехи на олимпиадах;
- участие в научных конкурсах, проектах, конференциях;
- стажировки;
- поездки в летние/ зимние тематические лагеря;
- спортивные секции и участие в соревнованиях;
- награды и достижения в творчестве;
- посещение культурных учреждений;
- гражданская активность (активное участие в жизни класса/ школы, волонтерство) – похвальные грамоты, благодарности;
- рекомендательные письма;
- публикации.
Школьники должны будут с 6го класса планомерно наполнять свое портфолио – “копилку достижений”. Аккуратно собранные успехи в различных областях составляют настоящий “портрет ученика”, показывают его целеустремленность и желание развиваться в определенном направлении.
Зачем вообще нужно “цифровое портфолио”?
Задачи портфолио:
- мониторинг индивидуального развития школьника;
- вовлечение школьника в различные виды внеурочной деятельности;
- поддержка высокой учебной мотивации;
- формирование у школьника навыков целеполагания, самоорганизации, самооценки;
- информирование о достижениях школьника: родителей, преподавателей, ВУЗы (с согласия ученика и его родителей);
- формирование индивидуального образовательного маршрута;
- возможность зачета отдельных учебных дисциплин.
Анзор Музаев, глава Рособрнадзора, сказал: “Мы прорабатываем идею поступления в вуз по портфолио. Это альтернатива ЕГЭ, где все достижения - учебные и нет - суммированы в один "файл".
Правда ли у портфолио такое большое будущее?
Вот уже больше 10 лет ЕГЭ “живет” в нашей системе образования. Немало вопросов накопилось к такой форме оценивания знаний. Возможно ли в тестовой форме оценить все компетенции, которыми должен обладать выпускник школы и будущий абитуриент? Ответ очевиден. К тому же многие студенты настолько сильно сосредотачиваются на сдаче ЕГЭ, что отказываются от других занятий и увлечений (пусть даже релевантных их основному направлению) за неимением свободного времени и сил на что-то дополнительное. Поэтому все больше и больше в академических и политических кругах приходит понимание того, что одно лишь ЕГЭ не дает объективной оценки настоящей подготовленности будущего студента.
Портфолио рассматривается как способ расширить границы формалистского ЕГЭ, дав больше “живой” информации о том, что на самом деле представляет из себя выпускник школы. И в таком понимании портфолио уже достаточно успешно существует. Это называют просто “индивидуальные достижения”.
Новое слово для знакомого содержания
Индивидуальные достижения, как понятие, существуют уже сейчас. На официальных сайтах ВУЗов в разделе “Поступление” или “Абитуриентам” можно увидеть, что индивидуальные достижения “имеют вес” и могут помочь поступить в ВУЗ мечты.



Как правило, индивидуальные достижения позволяют начислять дополнительные баллы к ЕГЭ. Но не более 10 баллов суммарно.
Отдельные высшие учебные заведения начисляют дополнительные баллы даже за волонтерскую деятельность.

В некоторых ВУЗах даже если и не прибавят баллов к ЕГЭ, но посчитают “индивидуальные достижения” преимуществом при “прочих равных”.
Индивидуальные достижения можно “собирать”, выигрывая в разных интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Но, конечно, не в любых. Перечь подходящих мероприятий Министерство просвещения России утверждает и публикует у себя на сайте в специальном разделе.
Возьмем пример столичного конкурса, который помогает школьникам проявить себя – “Интеллектуальный мегаполис. Потенциал”. Этот конкурс оценивает качество подготовки учеников 11 классов из предпрофессиональных классов (инженерный, медицинский, академический, ИТ-классы). Конкурс включает теоретический и практический этапы. Партнерами данного конкурса являются федеральные вузы:
- НИУ ВШЭ
- Сеченовский университет
- МФТИ
- МАИ
- МГТУ им. Н.Э. Баумана
- МГИМО МИД России и другие.
Победа в конкурсе дарит 10 баллов к поступлению в вузы-партнеры конкурса.
Еще пример конкурса, но уже федерального значения, в котором могут принимать участие ученики со всей страны – “Большая перемена”. Включает в себя много разных направлений: наука, спорт, творчество, туризм, общественные инициативы, коммерческое предпринимательство и другие. Финалистам конкурса начисляют 5 баллов к баллам ЕГЭ при поступлении в вузы-партнеры.

Успехи в индивидуальных достижениях могут помочь не только абитуриентам, но и школьникам. Многие серьезные и престижные школы принимают их во внимание и для простоты обозначения называют “портфолио”.

Сама по себе идея учитывать индивидуальные достижения и для удобства “складывать” их в портфолио расширяет возможности учеников и дает образовательным организациям больше информации для объективной оценки школьников и студентов. Курс на цифровизацию образования хочет придать этой идее именно цифровую форму. Подобный опыт использования цифрового портфолио уже существует и собирает положительные отзывы.
Где уже применяется цифровое портфолио на практике
Первопроходцем в данном направлении является Санкт-Петербургский государственный университет. Там активно внедряется цифровое портфолио студентов, в которое заносится информация не только об учебных успехах, но и о внеурочной деятельности. На основании данных портфолио принимается решение о повышении стипендии, выдаче путевок и других привилегий.
На дипломе СПбГУ есть QR-код, который сообщает работодателю дополнительную информацию о выпускнике вуза:
- помимо оценок;
- выпускная дипломная работа с рецензией;
- информация о том, где выпускник проходил практику;
- в каких дополнительных мероприятиях участвовал и т.п.
Ректор СПбГУ Николай Кропачев подтвердил, что благодаря портфолио работодатель получает более объемный портрет того, кого он хочет принять на работу. Точно также и вузам было бы удобно иметь дополнительную информацию об абитуриентах. Система цифрового портфолио заработает также в гимназии при СПбГУ.
Цифровое портфолио школьника – пока сырой проект
В настоящее время пока нет возможности внедрить повсеместно систему цифрового портфолио школьника. Не организована техническая сторона учета достижений ученика. Многие вузы, особенно престижные, не готовы принимать во внимание и тем более повышать баллы ЕГЭ, основываясь на неподтвержденных грамотах и дипломах.
Первый шаг к реализации “работающего” портфолио – определить перечень олимпиад, конкурсов и соревнований, который будут приниматься всеми без исключения высшими учебными заведениями по стране. Установленный перечень мероприятий – большой сдвиг в этом направлении. Первостепенное значение имеет также возможность любого школьника, вне зависимости от места проживания, принимать участие в данных мероприятиях. Пока что преимущество сохраняется у учеников, проживающих в мегаполисе и крупных городах.
Второй момент: также должны быть организованы центры по оцениванию дополнительных достижений учеников. Центры, расположенные в регионах и дающие свободный доступ любому желающему проявить свои сильные стороны и получить документальное подтверждение своих достижений, которые будут иметь ценность при поступлении в высшие учебные заведения.
Рособрнадзор намерен создать специальный проект “Мои успехи”, который может стать площадкой для цифрового портфолио школьника. Большое внимание уделяется не только удобству сервиса, но и защите персональных данных.
Цифровое портфолио школьника – дело добровольное. Заместитель Министра просвещения РФ Татьяна Васильева сказала: “Портфолио – это личный кабинет школьника, который он сам для себя заводит”. Цифровое портфолио будет формироваться с согласия родителей или законных представителей школьника.
В настоящее время у московских школьников есть возможность вести свое портфолио в МЭШ.

“Это непростая задача, но в любом случае, рано или поздно мы к этому придем”, – говорит руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев. Вполне возможно, что уже к 2030 году цифровое портфолио школьника будет реализовано в полную силу и мы сможем на практике оценить все достоинства и недостатки данного проекта.
По вашему мнению, сможет ли цифровое портфолио школьника стать реальной альтернативой ЕГЭ? Какие есть риски и преимущества?