Цифровое портфолио школьника потеснит ЕГЭ?

Тема “цифрового портфолио школьника” вызывает множество вопросов. Во-первых, что это? Во-вторых, зачем оно нужно? В-третьих, как его собирать? Возможно кто-то даже краем уха слышал, что оно заменит ЕГЭ… Однозначно сейчас можно сказать, что цифровое портфолио школьника – тренд современного образования. Это направление будет развиваться и совершенствоваться. Поэтому важно “держать руку на пульсе” и знать уже сейчас, что из себя представляет данный проект и какие у него перспективы.

Цифровое портфолио школьника

Содержание статьи:

Почему именно слово “портфолио”

Само слово “портфолио” пришло из итальянского portafoglio, что значит “папка для отдельных листов”. Долгое время понятие “портфолио” ассоциировалось с художниками, дизайнерами и другими творческими личностями, которые собирали в “эту папку” свои художественные работы. Все вышеперечисленные профессии очень прикладные, т.е. чтобы понять, как художник рисует или как дизайнер создает интерьер, мало просто увидеть его диплом с “сухими” оценками. Важно познакомиться с его рисунками, композициями, чертежами, т.е. его практическими работами. 

Сейчас портфолио оформляют люди и других профессий, которые так или иначе имеют творческий компонент в своей работе. Учителя, например, могут представить в портфолио свои разработанные уроки, курсы. Веб мастера собирают в портфолио примеры своих лучших сайтов. 

Следует заметить, что в портфолио “складывают” только самые удачные работы. 

В современном подходе к образованию преобладает практико-ориентированный и деятельностный подход. Красной линией в Стандартах, Концепциях и других нормативных документах проходят такие понятия как “системно-деятельностный подход”, “активная учебно-познавательная деятельность обучающихся”.  Простыми словами это значит, что ученик перестал быть пассивным накопителем знаний. Теперь он активный деятель, который, получая знания, умеет применять их на практике, превращая в полезные для реальной жизни навыки и умения.

Система образования отходит от “плоской” оценки ученика лишь по школьным отметкам. Школьник превращается в того самого “художника”, который должен не просто получить “корочку”, но и показать, что он на самом деле умеет, собрав в одну “папку” “листы” из разных сфер своей жизни.

Что такое “цифровое портфолио школьника”

Цифровое портфолио школьника – это электронная система учета индивидуальных достижений ученика в различных областях деятельности: учеба, наука, спорт, творчество, социальная активность. В портфолио включают:

  • оценки по школьным предметам;
  • результаты диагностик (ВПР, МЦКО …);
  • успехи на олимпиадах;
  • участие в научных конкурсах, проектах, конференциях;
  • стажировки;
  • поездки в летние/ зимние тематические лагеря;
  • спортивные секции и участие в соревнованиях;
  • награды и достижения в творчестве;
  • посещение культурных учреждений;
  • гражданская активность (активное участие в жизни класса/ школы, волонтерство) – похвальные грамоты, благодарности;
  • рекомендательные письма;
  • публикации.

Школьники должны будут с 6го класса планомерно наполнять свое портфолио – “копилку достижений”. Аккуратно собранные успехи в различных областях составляют настоящий “портрет ученика”, показывают его целеустремленность и желание развиваться в определенном направлении. 

Зачем вообще нужно “цифровое портфолио”?

Задачи портфолио:

  • мониторинг индивидуального развития школьника;
  • вовлечение школьника в различные виды внеурочной деятельности;
  • поддержка высокой учебной мотивации;
  • формирование у школьника навыков целеполагания, самоорганизации, самооценки;
  • информирование о достижениях школьника: родителей, преподавателей, ВУЗы (с согласия ученика и его родителей);
  • формирование индивидуального образовательного маршрута;
  • возможность зачета отдельных учебных дисциплин.
Анзор Музаев, глава Рособрнадзора, сказал: “Мы прорабатываем идею поступления в вуз по портфолио. Это альтернатива ЕГЭ, где все достижения - учебные и нет - суммированы в один "файл". 

Правда ли у портфолио такое большое будущее?

Вот уже больше 10 лет ЕГЭ “живет” в нашей системе образования. Немало вопросов накопилось к такой форме оценивания знаний. Возможно ли в тестовой форме оценить все компетенции, которыми должен обладать выпускник школы и будущий абитуриент? Ответ очевиден. К тому же многие студенты настолько сильно сосредотачиваются на сдаче ЕГЭ, что отказываются от других занятий и увлечений (пусть даже релевантных их основному направлению) за неимением свободного времени и сил на что-то дополнительное. Поэтому все больше и больше в академических и политических кругах приходит понимание того, что одно лишь ЕГЭ не дает объективной оценки настоящей подготовленности будущего студента. 

Портфолио рассматривается как способ расширить границы формалистского ЕГЭ, дав больше “живой” информации о том, что на самом деле представляет из себя выпускник школы. И в таком понимании портфолио уже достаточно успешно существует. Это называют просто “индивидуальные достижения”.

Новое слово для знакомого содержания

Индивидуальные достижения, как понятие, существуют уже сейчас. На официальных сайтах ВУЗов в разделе “Поступление” или “Абитуриентам” можно увидеть, что индивидуальные достижения “имеют вес” и могут помочь поступить в ВУЗ мечты.

Индивидуальные достижения при приеме в МАИ
Начисление баллов за индивидуальные достижения в Московском Авиационном Институте
МГИМО принимает во внимание портфолио школьника
Раздел “Льготы при поступлении” на сайте Московского Государственного Института Международных Отношений
РНИМУ Пирогова учитывает индивидуальные достижения из портфолио школьника
Учет индивидуальных достижений при поступлении в РНИМУ им. Н.И. Пирогова

Как правило, индивидуальные достижения позволяют начислять дополнительные баллы к ЕГЭ. Но не более 10 баллов суммарно.

Отдельные высшие учебные заведения начисляют дополнительные баллы даже за волонтерскую деятельность.

Дополнительные баллы в портфолио школьника в МАИ за волонтерство
В МАИ можно получить дополнительные баллы к ЕГЭ за волонтерство

В некоторых ВУЗах даже если и не прибавят баллов к ЕГЭ, но посчитают “индивидуальные достижения” преимуществом при “прочих равных”.

Индивидуальные достижения можно “собирать”, выигрывая в разных интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Но, конечно, не в любых. Перечь подходящих мероприятий Министерство просвещения России утверждает и публикует у себя на сайте в специальном разделе.

Возьмем пример столичного конкурса, который помогает школьникам проявить себя – “Интеллектуальный мегаполис. Потенциал”. Этот конкурс оценивает качество подготовки учеников 11 классов из предпрофессиональных классов (инженерный, медицинский, академический, ИТ-классы). Конкурс включает теоретический и практический этапы. Партнерами данного конкурса являются федеральные вузы:

  • НИУ ВШЭ
  • Сеченовский университет
  • МФТИ
  • МАИ
  • МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • МГИМО МИД России и другие.

Победа в конкурсе дарит 10 баллов к поступлению в вузы-партнеры конкурса.

Еще пример конкурса, но уже федерального значения, в котором могут принимать участие ученики со всей страны – “Большая перемена”. Включает в себя много разных направлений: наука, спорт, творчество, туризм, общественные инициативы, коммерческое предпринимательство и другие. Финалистам конкурса начисляют 5 баллов к баллам ЕГЭ при поступлении в вузы-партнеры.

Конкурс Большая перемена начисляет баллы в портфолио
Конкурс “Большая перемена” дарит финалистам 5 баллов к ЕГЭ

Успехи в индивидуальных достижениях могут помочь не только абитуриентам, но и школьникам. Многие серьезные и престижные школы принимают их во внимание и для простоты обозначения называют “портфолио”.

Портфолио школьника учитывается при зачислении в школу
Учет портфолио при приеме в ГБОУ Гимназию №1529 г. Москвы

Сама по себе идея учитывать индивидуальные достижения и для удобства “складывать” их в портфолио расширяет возможности учеников и дает образовательным организациям больше информации для объективной оценки школьников и студентов. Курс на цифровизацию образования хочет придать этой идее именно цифровую форму. Подобный опыт использования цифрового портфолио уже существует и собирает положительные отзывы.

Где уже применяется цифровое портфолио на практике

Первопроходцем в данном направлении является Санкт-Петербургский государственный университет. Там активно внедряется цифровое портфолио студентов, в которое заносится информация не только об учебных успехах, но и о внеурочной деятельности. На основании данных портфолио принимается решение о повышении стипендии, выдаче путевок и других привилегий. 

На дипломе СПбГУ есть QR-код, который сообщает работодателю дополнительную информацию о выпускнике вуза:

  • помимо оценок;
  • выпускная дипломная работа с рецензией;
  • информация о том, где выпускник проходил практику;
  • в каких дополнительных мероприятиях участвовал  и т.п.

Ректор СПбГУ Николай Кропачев подтвердил, что благодаря портфолио работодатель получает более объемный портрет того, кого он хочет принять на работу. Точно также и вузам было бы удобно иметь дополнительную информацию об абитуриентах. Система цифрового портфолио заработает также в гимназии при СПбГУ. 

Цифровое портфолио школьника – пока сырой проект

В настоящее время пока нет возможности внедрить повсеместно систему цифрового портфолио школьника. Не организована техническая сторона учета достижений ученика. Многие вузы, особенно престижные, не готовы принимать во внимание и тем более повышать баллы ЕГЭ, основываясь на неподтвержденных грамотах и дипломах. 

Первый шаг к реализации “работающего” портфолио – определить перечень олимпиад, конкурсов и соревнований, который будут приниматься всеми без исключения высшими учебными заведениями по стране. Установленный перечень мероприятий – большой сдвиг в этом направлении. Первостепенное значение имеет также возможность любого школьника, вне зависимости от места проживания, принимать участие в данных мероприятиях. Пока что преимущество сохраняется у учеников, проживающих в мегаполисе и крупных городах.

Второй момент: также должны быть организованы центры по оцениванию дополнительных достижений учеников. Центры, расположенные в регионах и дающие свободный доступ любому желающему проявить свои сильные стороны и получить документальное подтверждение своих достижений, которые будут иметь ценность при поступлении в высшие учебные заведения.

Рособрнадзор намерен создать специальный проект “Мои успехи”, который может стать площадкой для цифрового портфолио школьника. Большое внимание уделяется не только удобству сервиса, но и защите персональных данных.

Цифровое портфолио школьника – дело добровольное. Заместитель Министра просвещения РФ Татьяна Васильева сказала: “Портфолио – это личный кабинет школьника, который он сам для себя заводит”. Цифровое портфолио будет формироваться с согласия родителей или законных представителей школьника.

В настоящее время у московских школьников есть возможность вести свое портфолио в МЭШ.

Цифровое портфолио школьника в МЭШ
Раздел “Портфолио” в Московской Электронной Школе

“Это непростая задача, но в любом случае, рано или поздно мы к этому придем”, – говорит руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев. Вполне возможно, что уже к 2030 году цифровое портфолио школьника будет реализовано в полную силу и мы сможем на практике оценить все достоинства и недостатки данного проекта.

По вашему мнению, сможет ли цифровое портфолио школьника стать реальной альтернативой ЕГЭ? Какие есть риски и преимущества?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *