ЕГЭ по литературе: сдавать или не сдавать?

Немало копий уже сломано по вопросу сдачи ЕГЭ, особенно по гуманитарным предметам. Однако Единый государственный экзамен плотно вошел в нашу жизнь и, безусловно, требует немало усилий как от учеников, так и от их родителей. Эта статья для тех, кто задается вопросом: “Сложно ли сдавать ЕГЭ по литературе?” Сегодня предметно поговорим о «капканах» ЕГЭ по литературе, характере заданий и особенностях подготовки к этому сложному экзамену. Некоторые примеры, взятые из практики, помогут выпускникам и их родителям сориентироваться при принятии решения о выборе данного экзамена.

Наталья Ивановна,
преподаватель русского языка и литературы, эксперт ЕГЭ
школьник раздумывает, сложно ли сдавать ЕГЭ по литературе

Содержание:

Кому надо сдавать ЕГЭ по литературе

Как педагог с почти 30-летним стажем работы в образовательных учреждениях разного типа я хочу заметить, что сторонники возврата к прежней экзаменационной системе, по-видимому, мало осведомлены о том, как проходили выпускные экзамены по русскому языку и литературе на заре перестройки в системе образования и насколько малоэффективным было обучение в старших классах. Сегодня, несмотря на все минусы существующей системы итоговой аттестации, можно точно сказать: экзамен, особенно по литературе, требует почти профессиональных знаний по предмету, его нельзя написать, что называется, с наскока. 

Поэтому возникает первый вопрос: кому обычно приходится сдавать ЕГЭ по литературе (пишу «приходится», потому что литература – один из самых сложных экзаменов и его решаются сдавать далеко не все)?

актриса театра сдала ЕГЭ по литературе

Прежде всего, ЕГЭ по литературе должны приготовиться сдавать выпускники, решившие связать свою жизнь с филологическими или творческими специальностями, – будущие журналисты, переводчики, филологи, сценаристы, режиссеры, актеры.

Результаты ЕГЭ по литературе часто требуются для поступления и на специальности дизайнера,  художника. Согласитесь, трудно представить себе режиссера или сценариста, который только отдаленно знал бы о пьесе Островского «Гроза», актера, который не читал бы монологов Чацкого, наконец, художника, который слабо представлял бы себе, откуда возник замысел картины Шишкина «На севере диком…».

Структура экзамена

Разбор структуры экзамена поможет понять, сложно ли сдавать ЕГЭ по литературе.

ЕГЭ по литературе включает небольшую тестовую часть (в общей сложности 7 заданий) и  блок из 4 вопросов, требующих развернутых письменных ответов по предложенным текстам – в сумме 11 заданий, плюс задание 12, представляющее собой перечень из 5 тем для написания большого сочинения объемом не менее 250 слов.

В качестве экзаменационного материала учащимся в первой части работы даются произведения эпического или драматического родов (эпизоды из романов, рассказов, пьес и поэм русских писателей), а во второй – лирического (стихотворения русских и зарубежных поэтов). В тестовой части экзамена есть вопросы как с выбором из предложенного перечня, так и требующие краткого ответа – все они связаны с проверкой знаний содержания произведения в целом и отдельных деталей в частности, пониманием литературоведческой терминологии и умением применять ее на практике. К примеру, в тестовой части чаще всего встречаются вопросы о размере стиха, рифме, изобразительно-выразительных средствах, используемых поэтом.

Вопросы, требующие развернутых ответов, нацелены на проверку у выпускника знаний текстов произведений, способности анализировать конкретный эпизод, выявлять отдельные элементы, значимые для понимания общего замысла художника. Кроме того, два вопроса (6 и 11) предполагают умение сопоставить предложенное произведение с широким кругом других произведений в заданном направлении. Например, в одном из вариантов ЕГЭ-2022 по литературе вопрос 6 формулировался следующим образом: «В каком произведении отечественной литературы затрагивается тема крепостного права и как это произведение можно сопоставить с «Недорослем» Д.И. Фонвизина?»

Сложности ЕГЭ по литературе

Вопрос второй: в чем сложность экзамена по литературе? Экзамен по литературе требует глубоких знаний и умения быстро писать ответы на литературоведческие темы. Кроме того, с 2022 года письменные ответы начали оценивать с точки зрения не только фактической точности и теоретической обоснованности, но и грамотности – и именно это чаще всего приводит к снижению баллов у выпускников.

Другими словами, ребенок должен не только проанализировать чужой текст, но и создать свой, максимально образцовый.

Не стоит думать, что на тестовые задания можно «натренировать» ученика, который практически не читал произведений школьной программы. Увы, в тестовой части предусмотрены вопросы, требующие, к примеру, знания личных имен героев и их литературной биографии. Поэтому возникает трудность сопоставления персонажей в таких произведениях, как поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо…», роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» и многих других.

И все-таки главной проблемой для современного выпускника остается написание развернутых письменных ответов на 4 вопроса и одного большого сочинения. Ответы на вопросы призваны выявить у школьника умение анализировать исходный текст, сопоставлять его с произведениями других (!) авторов, широко применять литературоведческую терминологию – то есть на экзамене высокий балл получают те, кто хорошо, а не понаслышке знают тексты произведений, обладают достаточно широким кругозором и умеют анализировать художественный текст. Если первые два критерия в основном зависят от учащегося, то последний, а именно умение анализировать текст, связан с уровнем преподавания предмета в школе.

Как готовиться к экзамену

Для того, чтобы понять, сложно ли сдавать ЕГЭ по литературе, надо задаться третьим вопросом: как подготовиться к экзамену? Вопрос, ответ на который, прежде всего, зависит от начального уровня подготовки к экзамену. В идеале к ЕГЭ по литературе следует готовиться начиная с 10 класса: обязательно прочесть (а не познакомиться с кратким содержанием!) все произведения из кодификатора, начать писать небольшие ответы, используя вопросы из открытого перечня ФИПИ. 

Рекомендую начать с тренировки написания ответов на вопросы 5.1 или 5.2. На сайте ФИПИ в открытом банке заданий по литературе можно найти примерный круг вопросов и попробовать проанализировать представленные на сайте отрывки из произведений. Вот, например, вопрос к сцене из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: «В чём заключается комизм «взяточничества» Хлестакова в данной сцене?» Или к  эпизоду из сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»: «Какие особенности щедринской сатиры нашли своё отражение в приведённом фрагменте «Дикого помещика»?»  

Школьник пишет ответ на вопрос из банка заданий по ЕГЭ по литературе

К сожалению, надо признать, что далеко не все педагоги в образовательных учреждениях могут помочь ученику в его желании углубленно изучать литературу. Причин тому много: нехватка времени у учителя, сосредоточенность на сиюминутных задачах по сдаче ЕГЭ по русскому языку, подчас собственная некомпетентность и многое другое. Если школа не ориентирована на углубленное изучение литературы, нет дополнительных курсов по предмету, то надеяться на самостоятельное изучение, пожалуй, не стоит. 

Литературоведение – такая же наука, как химия, физика, программирование. Мало кто надеется, например, сдать ЕГЭ по химии, если этот предмет не изучался или слабо преподавался в школе. 

Главное заблуждение среди выпускников – это то, что для сдачи литературы достаточно просто знать краткое содержание произведений школьной программы. Без профессиональной помощи (репетитора или учителя-предметника) ученик наберет 50 – 55 баллов в лучшем случае.

Что мешает сдать ЕГЭ по литературе на высокий балл

Первое – элементарная безграмотность учащихся: основательно написанные работы «губят» орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки. 

Совет в этом случае один – побольше читать, обращая внимание на способ выражения мыслей автора, и, конечно, писать, не боясь создавать собственный текст, ни в коем случае не пользуясь посторонними источниками, в том числе и Интернетом. Начиная работать с выпускниками, я часто встречаюсь с элементарным страхом написать самостоятельно текст – отговорки «не получается», «не знаю», «не смогу» бывают даже у сильных учеников. Ответ всегда один: для того чтобы получилось, надо хотя бы начать. Первый, второй, третий письменный ответ на вопрос… А потом усилия дают свои плоды – выходит, писать не так уж и сложно.  

Второе – слабое знание исторической эпохи, в которой писалось то или иное произведение. Вину, конечно, можно опять-таки возложить на школу, на отсутствие тесных межпредметных связей. Но найти виновного не значит решить проблему. Поэтому я, например, начинаю занятия с простого объяснения того, какие сословия составляли общество начала и середины 19 века, в чем разница между поместным дворянством и «высшим светом», чиновниками и купцами. Но даже при этом очень сильные ученики срываются на экзамене исключительно из-за незнания исторического контекста. Например, выбрав на ЕГЭ-2022 года тему о быте и образе города N в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», выпускница детально описала быт помещиков (Манилова, Коробочки, Собакевича), допустив, безусловно, главную фактическую ошибку. Дело в том, что в школе при анализе поэмы Гоголя внимание обычно уделяется описанию именно помещиков – то есть поместного дворянства, но помещики жили в своих поместьях, деревнях, в городах бывали только наездами. Раскрыть данную тему, опираясь на страницы, посвященные помещикам, невозможно. Данная тема предполагает прекрасное знание совсем других страниц поэмы, связанных с пребыванием Чичикова, главного героя произведения, в губернском городе NN. Всего несколько эпизодов связано с этой проблематикой – Чичиков на балу у  губернатора, сцена разоблачения Чичикова, лирические отступления о «толстых» и «тонких»,  о даме приятной во всех отношениях и просто приятной даме. Другими словами, тема связана с описанием городских чиновников – приемами и средствами создания образов губернатора, прокурора, почтмейстера и пр. 

Третья проблема, во многом ключевая, на мой взгляд, коренится в самом школьном подходе к изучению литературы. Не хотелось бы критиковать учительское сообщество, но на сегодняшний день в большинстве своем на уроках литературы в лучшем случае просят пересказать содержание прочитанного, в худшем – ограничиваются просмотром фильмов или чтением рефератов, скачанных с Интернета.  Есть, конечно, профессионалы своего дела – учителя-мастера, творческие личности, влюбленные в предмет, развивающие в ребятах творческое начало, однако и тут бывают «перекосы»: литературному герою дают «психологический портрет», «погружают» его в современные реалии, пытаясь осовременить образ, приблизить его к теперешним подросткам. Все это хорошо, не буду отрицать. Но, увы, не годится для формата ЕГЭ по литературе. 

Примеры неудачного и образцового ответов на ЕГЭ по литературе

ЕГЭ по литературе – экзамен, нацеленный на проверку профессионального взгляда на ТЕКСТ произведения, замысел автора, художественные особенности. Важно научить ребенка понимать, КАК создается текст, а не заставлять его описывать собственные представления о героях произведения.

Сложно ли сдавать ЕГЭ по литературе? Давайте посмотрим на разницу между сочинениями, написанным выпускником без специальной подготовки к ЕГЭ по литературе, и учащимся, который год занимался с преподавателем, тренируясь в написании развернутых ответов. Всем хорошо известно содержание комедии Фонвизина «Недоросль», в которой есть сцена обучения Митрофана наукам. Приведу фрагмент из ответа на вопрос «Каково отношение Митрофана к обучению?» выпускника, не получившего должной подготовки:

«Митрофан плохо относится к обучению. Он ленивый и ничего не хочет делать – только голубей гоняет. Он говорит матери: «Не хочу учиться, хочу жениться». Сама Простакова – женщина тоже невежественная, глупая. Она потакает сыну во всем, слишком его опекает. Все это вызывает смех». 

Что в этом ответе неправильно? Да все! Начиная с полного отсутствия фамилии Фонвизина и названия произведения. Обратите внимание на то, что выпускник рассказывает о Митрофане и госпоже Простаковой так, будто это его знакомые, друзья. Он критикует героев так, словно это не литературные персонажи, а живые люди. В этом состоит основная ошибка. В ответе не проанализирован фрагмент, нет ничего о точке зрения писателя, нет указания ни на один художественный прием. Теперь посмотрим на в какой-то мере образцовый развернутый ответ на тот же вопрос:

«Фонвизин в эпизоде из комедии "Недоросль" показывает небрежное, легкомысленное отношение Митрофана к обучению. Митрофан, по его  же собственному признанию, не желает учиться, а хочет жениться. Фонвизин раскрывает отношение Митрофана к наукам с помощью ремарок. Например, писатель дважды использует ремарку "Вычисляя, шепчет" для того, чтобы показать, что Митрофан в свои 16 лет не знает элементарных математических правил. Герой с трудом делает вычисления, а потому и проговаривает числа. Чтобы изобразить невежество Митрофана, Фонвизин использует речевую характеристику. Речь героя изобилует неверными грамматическими формами, просторечиями - "слышь", "рублев", "вишь". Безразличие героя к наукам соседствует с неуважительным отношением к учителям. Митрофан обращается с ними, как с прислугой, грубо. Герой использует по отношению к учителям глаголы повелительного наклонения («задавай», «ступай-ка»), называет Цыфиркина "Пафнутьич", тем самым демонстрируя свое высокомерие и невежливость. В этом эпизоде так же, как и во всей комедии, Фонвизин обличает такие пороки, как невежество, глупость, грубость. В финале комедии герои будут наказаны за свое "злонравие"». 

Может ли такой ответ написать неподготовленный специально ученик? Скорее всего, нет. 

Вопросов к ЕГЭ остается много. Но, пожалуй, форма сдачи ЕГЭ по литературе остается пока одной из стабильных. Это доказывается и тем, что в изменениях ЕГЭ 2023 года в экзамене по литературе только одно незначительное изменение в тестовой части: снято указание на количество верных ответов в задании 9.

Сложно ли сдавать ЕГЭ по литературе? Я надеюсь, что каждый нашел ответ на этот вопрос. Однозначно то, что будущим выпускникам уже сегодня надо серьезно задуматься над тем, как подойти к подготовке к экзамену. И, как минимум, начать читать школьную программу.

А чтобы не было проблем с ЕГЭ по русскому, делимся секретами подготовки на 100 баллов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *