Функциональная грамотность: готовим школьника к жизни

Функциональная грамотность – термин вроде бы не сложный, но не совсем понятный. Все мы знаем, что значит “быть грамотным”, но вот что обозначает быть “функционально грамотным”? В этой статье разберемся с понятием “функциональная грамотность”, выясним, какие типы функциональной грамотности бывают и как ее развивать, а главное “зачем”.

Три камня-ученика на стульях и лишь один, который обладает функциональной грамотностью, тянет руку

Содержание:

В педагогической науке понятие “функциональная грамотность” появилось вслед за глобальными вызовами современности, связанными с переходом общества от индустриальной к постиндустриальной эпохе. Именно поэтому в последние годы произошли серьезные изменения в понимании целей образования. Школьники больше не пассивные объекты обучения, которые просто накапливают определенный набор знаний. Они теперь активные субъекты учебного процесса, которые используют полученные знания для решения различных жизненных задач. Ранее применявшееся в международной образовательной практике понятие “грамотность” перестало отражать переживаемые изменения и было заменено более функциональным, а именно “функциональная грамотность”.

Как обычная “грамотность” стала “функциональной”

В международном сообществе исследования по проблемам распространения грамотности проводятся специальным учреждением ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

В 1958 году на 10-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было определено, что грамотными можно считать людей, которые умеют читать, понимать прочитанное и составлять краткое изложение о своей повседневной жизни.

В 1978 году ЮНЕСКО обновило рекомендации по международной стандартизации статистических данных в образовательной сфере. Эта редакция ввела новое определение, согласно которому функционально грамотным может быть лишь тот человек, который способен принимать участие во всех видах деятельности, где грамотность необходима для эффективного функционирования его группы, и кто продолжает использовать чтение, письмо и счет для своего собственного развития и развития социальной окружающей среды.

Доктор педагогических наук Тангян С.А. в своих исследованиях рассматривал функциональную грамотность как важный показатель развития общества. Это умение читать и писать необходимо для того, чтобы человек мог полноценно и успешно участвовать в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своей страны, а также способствовать её прогрессу и собственному развитию.

В настоящее время в России наибольшей популярностью пользуется определение, данное российским лингвистом А.А. Леонтьевым. Согласно этому определению, функциональная грамотность – это способность человека использовать знания, которые он получает в течение жизни, для решения широкого круга задач в различных областях деятельности, общения и социальных отношений. Классическая академическая грамотность – устойчивое свойство личности, а функциональная грамотность – ситуативная характеристика личности.

Если сказать простыми словами и отойти немного в сторону от научных определений, то

Функциональная грамотность – это такое умение читать и писать, которое позволяет человеку использовать свои знания для того, чтобы решать разные задачи в жизни, учебе и на работе. Это значит, что человек умеет применять свою грамотность для решения конкретных задач в различных сферах своей жизнедеятельности. Он может прочитать длинный пост в Интернете и вынести оттуда самое важное, оформить счет в банке, составить жалобу и т.п.

Функциональная грамотность школьников в России

Понятие функциональной грамотности школьников в России и за рубежом может отличаться в зависимости от того, какие навыки и умения включены в это понятие. В целом можно сказать, что показатели функциональной грамотности школьников в России ниже по сравнению с некоторыми странами Европы и Азии. Например, по результатам исследований PISA (Programm for International Student Assessment – тест, оценивающий функциональную грамотность школьников), проводимого ОЭСР, школьники в России показывают результаты ниже среднего по чтению, математике и науке. Единственное исключение составляют результаты в области чтения, в которой российские школьники сравнительно неплохо проявляют себя в PISA. Тем не менее, даже в этой области Россия оказывается внутри страны далеко не на первом месте. В других исследованиях, включающих оценку умения понимать и использовать тексты (например, PIRLS), результаты для России также не являются высокими. С другой стороны, в некоторых других странах мира возможно отсутствие широкой осведомленности о понятии функциональной грамотности, как такового. Однако, следует отметить, что сравнение показателей функциональной грамотности школьников в различных странах не всегда корректно, так как культурные различия, структура образовательных систем и другие факторы могут оказывать влияние на результаты исследований.

Развитие функциональной грамотности в России

Внимание к формированию функциональной грамотности в России объясняется невысокими показателями российских учащихся в международных рейтингах, в том числе таких, как PISA и TIMSS (Trends in Mathamatics and Science Study – международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования).

В связи с этим Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству поручено обеспечить максимальную конкурентоспособность отечественного образования и включение России в список 10 лучших стран мира по качеству образования.

В рамках Государственной программы “Развитие образования” на 2018-2025 годы от 26 декабря 2017 г, основным условием становления успешной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности рассматривается формирование функциональной грамотности.

Цель программы заключается в достижении высокого качества образования, подтверждаемого лидирующими позициями России в мировых исследованиях качества чтения и понимания текстов PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study – изучение качества чтения и понимания текста), математического и естественнонаучного образования TIMSS, а также улучшение результатов в международной программе PISA по оценке образовательных достижений учащихся.

Функциональная грамотность в ФГОС третьего поколения

ФГОСы третьего поколения, утвержденные Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года N 286 содержат крупномасштабные указания по реализации новой модели образования в России.

В приказе особое внимание уделено вопросу функциональной грамотности. В документе отмечается, что функциональная грамотность должна быть одним из основных компонентов обучения в школах и университетах. При этом особое внимание нужно уделить развитию умения анализировать различные типы текстов и выбирать правильную стратегию чтения в зависимости от контекста и целей.

Также в приказе указывается на необходимость развития у учащихся умений критического мышления и анализа информации, которое включает способы оценки достоверности и объективности источников, классификации и упорядочения информации, а также нахождения связей между разными элементами текста.

Кроме того, в приказе подчеркивается важность обучения акустической грамотности. Это способность правильно произносить слова и умение понимать язык на слух. Эти знания могут быть особенно полезны в современном мире, где речь и коммуникация играют очень большую роль в повседневной жизни.

ФГОС-2021 подразумевает, что функциональная грамотность является процессом, который продолжается на протяжении всей жизни. Исходя из этого школам предписывается обеспечивать возможности для саморазвития и самообразования учеников, в целях формирования у них функциональной грамотности.

Компоненты функциональной грамотности

Паззл символизирует компоненты функциональной грамотности

Чтобы сформировать функциональную грамотность, необходима проработка её основных компонентов. Анализ российских образовательных стандартов, а также стандартов PISA, позволил выделить следующие элементы:

Читательская грамотность

Читательская грамотность связана с пониманием, анализом и использованием текстов в повседневной жизни, а также занятием чтением для расширения своих знаний.

Понимание текста – это один из ключевых навыков, которым должен обладать современный школьник, так как мы живет в век переизбытка информации, которую важно не только выбрать, но и переработать и сделать доступной для понимания.

На заметку : В читательскую грамотность входит не только способность понимать и интерпретировать тексты, но также графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, аудиосообщения.

Как развить:

  • выделение основной мысли во всем тексте или его части;
  • преобразование основной информации текста с учетом ее дальнейшего использования;
  • критическое оценивание степени достоверности содержащейся в тексте информации.

Математическая грамотность

Математическая грамотность – способность анализировать и применять математику в различных ситуациях, использовать ее для объяснения явлений и рассуждений, а также для решения повседневных задач.

Как развить:

  • распознавать проблемы, которые могут быть решены средствами математики;
  • решать эти проблемы, используя математические факты и приемы;
  • оперировать математическими понятиями, теоремами, аксиомами.

Естественно-научная грамотность

Естественно-научная грамотность – способности понимать и использовать естественнонаучные знания для анализа окружающего мира, обобщения полученной информации и формулировки выводов с опорой на научные доказательства.

Как развивать:

Например, при изучении понятий “химический элемент” можно выполнить задание “Вездесущий йод”. Прочитайте предложения под номерами 2, 3, 6, 11. Выпишите номера предложений, в которых говорится о йоде, как о простом веществе. Укажите положение йода в Периодической системе химических элементов. Определите число электронов, протонов, нейтронов в атоме элемента. Известно, что во многих регионах нашей страны в пище человека и кормах для животных содержится недостаточное количество йода. Как эта проблема решается в нашем государстве? Почему выбран именно такой вариант?

Финансовая грамотность

Финансовая грамотность – способность эффективно управлять своими деньгами и принимать обоснованные финансовые решения для достижения личного финансового благополучия.

Как развить:

  • финансовую грамотность можно развивать начиная уже с детского сада, например, приучая к бережливости;
  • знакомство с банковскими продуктами. Первоочередно, с банковской картой. Откуда на карте берутся деньги, как избежать бесконтрольного пользования кредитными картами и т.п.;
  • учить копить “карманные” деньги;
  • собственным примером показывать, как “тратить с умом”;
  • учит проводить систематический учет личных доходов и расходов;
  • познакомить с понятием “инвестиции”.

Глобальные компетенции

Глобальные компетенции – навыки межкультурного общения, обучения на иностранных языках и восприятия множественных точек зрения. Развитие этих навыков помогает людям достигать успеха в международном бизнесе и работать эффективно в многокультурной среде.

Креативное мышление

Креативное мышление – способности генерировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения проблем. Развитие креативного мышления может сделать нас более интеллектуально развитыми и способными взять на себя больше ответственности и риска.

Компьютерная грамотность

Компьютерная грамотность – умение работать с компьютером и программами, а также понимание основ кибербезопасности, для защиты персональной информации в цифровом мире.

Уровни функциональной грамотности

По квалификации PISA для каждого из вышеописанных элементов используется шесть уровней оценки функциональной грамотности.

Максимальный, шестой уровень, связан с анализом и решением сложных и нетипичных ситуаций, требующих глубокого анализа и нескольких выводов. Первый уровень в данном случае является базовым и связан с решением типовых задач, не требующих выстраивания сложных логических цепочек.

Как измеряется уровень функциональной грамотности 

Оценка уровня функциональной грамотности проводится в ходе Международного исследования PISA, направленного на оценку качества образования в различных странах, через диагностику 15-ти летних школьников. Диагностические работы проводятся раз в три года. Ранее, основными направлениями, по которым проводились тестирования, являлись чтение, математика и естествознание. Стоит отметить, что данные направления постоянно дополнялись новыми. Так были введены такие элементы как: финансовая грамотность (введена в 2012 г.) решение проблем (введена в 2015 г.) глобальные компетенции (введены в 2018 г.) креативное мышление (введены в 2021 г.)

Особенности заданий PISA

Школьникам предлагается решать задачи, которые не связаны с предметной областью, но требуют использования предметных знаний, вроде математики. Контекст заданий напоминает проблемные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Вопросы написаны простым и доступным языком и не обременены длинными описаниями. Однако требуется перевод с обыденного языка на язык конкретной предметной области, вроде математики или физики. Структура заданий всегда меняется, что не позволяет школьникам использовать стратегию заучивания правильных ответов.

В качестве примера, можно рассмотреть такое задание:

Пример 1[1]. Вам необходимо заказать пиццу в пиццерии, где обязательные начинки – сыр и помидоры. Вместе с тем, вы можете заказать пиццу с двумя из четырех дополнительных начинок: оливками, ветчиной, грибами и колбасой.

Вот вопрос: сколько различных сочетаний дополнительных начинок существует, если вы хотите заказать пиццу со своим рецептом?

[1] http://centeroko.ru/public.html – пример задания взят с указанного ресурса, PISA-2018 по математике.

Функционально грамотный школьник. Какой он?

Функционально грамотная школьница

Школьник, который обладает функциональной грамотностью, отличается более практическим подходом к своим знаниям и умениям. Он способен находить решение проблем в различных сферах жизни, используя свои знания из учебного процесса. Кроме того, такой школьник может оценивать и анализировать информацию, находить связи и строить логические цепочки, а также успешно взаимодействовать с другими людьми.

Таким образом, можно выделить несколько признаков школьника с развитой функциональной грамотностью:

  • умеет успешно решать бытовые проблемы;
  • способен быть самостоятельным в ситуации выбора и принятии решений;
  • обладает приемами учения и способен к самообучению;
  • имеет развитые навыки коммуникации и умеет находить выход из социальных ситуаций;
  • хорошо владеет устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;
  • умеет выстраивать связи между различными событиями и явлениями, а затем анализировать и оценивать их с разных сторон, используя различные области знаний;
  • легко адаптируется в любом социуме.

Зачем развивать функциональную грамотность?

Школьник пьет чай "под обложкой" книги

В наши дни функциональная грамотность становится важным понятием для успешной деятельности в современном информационном мире. Те, кто обучен функциональной грамотности, могут:

  • более эффективно достигать успеха в своей профессиональной жизни;
  • лучше понимать окружающий мир;
  • использовать все аспекты функциональной грамотности для достижения поставленных целей – для улучшения качества жизни и успешной интеграции в обществе;
  • осознанно принимать решения;
  • укреплять свои отношения с близкими, коллегами и окружающими людьми.

Функциональная грамотность – это повышаемый по мере развития общества уровень знаний, навыков и, главное, умений человека, необходимый для полноправного участия в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества. При этом необходимо постоянно повышать и “обновлять” этот уровень. Именно поэтому, функциональная грамотность тесно связана с понятием “непрерывного образования”.

Как происходит развитие функциональной грамотности в школе

В начальной школе: 

Процесс развития функциональной грамотности стартует в начальной школе. На данном этапе необходимо уделять внимание развитию навыков ведения беседы, умения ребенка общаться в группе. Позже необходимо сфокусироваться на формировании основных знаний о русском языке, параллельно с этим формируя навыки письма, чтения и понимания информации, содержащейся в текстах.

Кроме того, детей необходимо обучать говорить самостоятельно и учить их слушать других. Важно проводить игры, дискуссии, учить высказывать мнение и аргументировать его.

Пример конкретного задания, которое помогает развивать функциональную грамотность.

В гости к бабушке и дедушке прибыл внук Артем. Внимательно изучите его маршрутный билет и ответьте на вопросы:
1. Из какого города приехал Артем?
2. Как по-другому называют этот город?
3. На каком виде транспорта он прибыл в этот город?
4. Какого числа его встречали бабушка с дедушкой?
5. Какое это время суток?
6. Какое это время года?
7. Вычисли время в пути?
8. Запиши номер рейса.
9. Какая авиакомпания обслуживала этот рейс?
10. Сколько стоил билет?
11. Какая была форма оплаты?

В основной школе:

В основной школе ученики продолжают развитие знаний и навыков, полученных в начальной школе, а также накапливают знания и опыт по другим общеобразовательным предметам, таким как химия, география, биология и другие.

На этом этапе формирование функциональной грамотности включает следующие этапы:

  • расширение словарного запаса. Школьники должны знать много слов и уметь пользоваться словарями. Они также должны использовать в речи не только простые слова, но и слова с разными значениями;
  • развитие навыков текстового анализа. Школьники должны научиться определять авторскую позицию, извлекать главную мысль текста и аргументировать свои выводы. Кроме того, особое внимание должно быть уделено анализу текстов разных жанров – от книг и статей до рекламных сообщений;
  • развитие письменной речи. Школьники должны усвоить умение писать сочинения и эссе на различные темы, правильно использовать язык и излагать свои мысли, подкрепляя их аргументами;
  • развитие навыков устной речи. Школьники должны учиться выражать свою точку зрения на жизнь, уметь взглянуть на вещи с разных сторон, а также подкреплять свои суждения аргументами и уметь выслушать собеседника;
  • формирование навыков работы с различными медиа-текстами, такими как видео и аудио записи, интернет-ресурсы, социальные сети и т.д. Школьники должны уметь выбирать полезные и надежные ресурсы, понимать их содержание и использовать информацию на практике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *