Как написать хорошее сочинение-рассуждение: этапы написания, тезисы и аргументы, итоги рассуждений — советы и правила

Что означает сочинение-рассуждение?

Сочинение-рассуждение — это текст, в котором последовательно изложена авторская позиция на определенную тему. В образовательном процессе оно служит заданием для оценки способностей ученика размышлять, анализировать информацию и аргументировать собственную позицию. У сочинения-рассуждения есть установленная композиция, которой требуется придерживаться при написании.


Итоговое сочинение

Содержание:


Цели и задачи сочинения-рассуждения

Этапы написания сочинения-рассуждения

Перед написанием сочинения следует обдумать заданную тему, выявить тезис, который будете доказывать или опровергать, подобрать аргументы, подтверждающие ваше мнение.

Обдумывание темы

Обдумывание темы является первым важным этапом в написании сочинения-рассуждения.

  1. Определите основную тему сочинения-рассуждения.
  2. Поразмышляйте о том, что вы думаете об этой теме.
  3. Вспомните примеры из литературы, которые помогут выстроить аргументацию.
  4. Кратко запишите образы и примеры, которые вам представляются.
  5. Подумайте, какие из этих образов и примеров могли бы подтвердить или опровергнуть вашу точку зрения.

Записывайте короткими предложениями и фразами все, что приходит на ум во время размышления над темой. Часть собранной информации не попадет в сочинение, но может быть полезна при дальнейшем изучении контекста.

Изучение контекста

На основе своих заметок углубитесь в исследование описанных вами доводов и образов. Эта задача важна как до, так и во время написания сочинения. Изучение контекста темы позволит вам подобрать весомые аргументы, поддерживающие вашу точку зрения. Кроме того, ничто так не умаляет важность довода, как фактическая ошибка или неверно интерпретированная информация.

  1. Посмотрите в словарях определения важных слов, представленных в теме.

Например, если это сочинение на тему: «Что такое дружба» — прочтите определение слова «дружба» в словаре и попробуйте перефразировать его.

  1. Если пишете сочинение на основе литературного произведения, узнайте подробнее об авторе и времени написания. Особенности биографии автора или эпоха написания (или время действия в истории) книги позволит вам раскрыть новые грани произведения.
  2. Если вы пишете сочинение-рассуждение на основе текста, обратите внимание на маркеры культурного кода. Это могут быть упоминания событий, мест, имен известных личностей, названий других произведений. Они помогут глубже понять текст и приведут вас к новым интересным идеям.

Составление плана

Составьте план сочинения. Разделите изученную вами информацию на три группы: вступление, основная часть и заключение. Если вы уже определились с тезисом, пропишите его в небольшом предложении во вступлении плана. Далее в основной части составьте перечень аргументов. В заключении кратко подведите итог рассуждения.

План позволит вам написать связный текст с четкой структурой, а также сэкономит ваше время при редактировании и оформлении чистового варианта работы.

Помните, что помимо деления текста на вступление, основную часть и заключение его необходимо разбить на абзацы. Это позволит читателю легче воспринимать написанную информацию.

Структура сочинения-рассуждения

Как строится сочинение-рассуждение?

Сочинение начинается с тезиса — утверждения, которое требуется доказать или опровергнуть. После следуют доводы, объясняющие позицию автора — аргументы. В последней части автор подводит итоги рассуждения. Важно, чтобы между тезисом и аргументами прослеживалась логическая связь.

Тезис

Вступление — это небольшой абзац, который вводит читателя в тему. В нем автор выдвигает тезис, который будет подтверждать или опровергать далее. Он задает курс дальнейшим рассуждениям. Во вступлении автор обосновывает выбор тезиса.

С каких слов начать сочинение-рассуждение?

Тезис сочинения-рассуждения можно ввести цитатой, сформулировать как вопрос или написать об актуальности темы. Во введении также допустимо говорить о предпосылках описываемой проблемы, ссылаясь на источники. Важно прокомментировать свое отношение к заданной теме.

Как начать сочинение-рассуждение по литературе?

Если вы пишете сочинение-рассуждение по литературе, расскажите читателю, о каком произведении идет речь, определите его жанр, укажите автора и кратко поясните, почему заданная тема будет раскрываться в контексте этой книги.

Аргументы

Аргументы — это доказательства и обоснования авторской позиции в заданном вопросе. Они должны последовательно раскрывать идею сочинения. Рекомендуется приводить 2—3 аргумента. Они могут быть представлены в виде:

  • статистических данных;
  • фактической информации;
  • утверждений экспертов;
  • отсылок к литературным произведениям и кинематографу;
  • примеров из жизненного опыта автора.

С их помощью автор раскрывает проблему и стремится убедить читателя в верности своей позиции. Наиболее простыми и убедительными доводами являются общеизвестные факты либо те, что легко найти в энциклопедиях.

Статистические данные могут быть хорошим обоснованием в случае, если автор дает развернутый комментарий и делает выводы на основе упомянутых цифр.

В школьной практике наиболее распространенными источниками аргументов являются литература и жизненный опыт. В качестве аргументации авторской позиции литературное произведение рассматривается не полностью, а только та часть, в контексте которой раскрывается заданная проблема, например, конкретная сюжетная линия или история определенного героя.

Когда ученик только изучает особенности задания, учитель помогает подбирать цитаты и положения, которые могут служить аргументами позиции автора. После того как аргументы выбраны, школьники учатся их развивать. Процесс может быть построен в виде коллективной работы, где учитель предлагает возможные формулировки, а каждый ученик выбирает наиболее подходящую ему идею и постепенно развивает ее.

Что такое жизненный опыт в сочинении-рассуждении по литературе?

Жизненный опыт — это накопленные знания и представления об окружающей среде, людях и явлениях, которые человек приобретает в процессе познания мира. На их основе человек делает выводы, принимает решения, с их помощью преодолевает трудности. В сочинении-рассуждении аргументация на основе жизненного опыта предполагает описание конкретной жизненной ситуации, которую пережил автор или его окружение.

Вывод

В заключении автор лаконично подводит итог рассуждению. Важно вернуться к тезису и обобщить описанные ранее мысли. В последней части сочинения автор говорит о значении заданной проблемы для современного мира и о том, что следует сделать, чтобы ее решить. В заключении допустимо использовать высказывания авторитетных людей.

Кроме того, существует три вида рассуждений, каждый из которых имеет свою структуру: размышление, доказательство и объяснение.

Рассуждение-размышление предполагает вопросно-ответную структуру:

  1. экспозицию, то есть поведение читателя к вопросу;
  2. вопрос;
  3. ответ на вопрос — тезис;
  4. доказательство;
  5. выводы.

При рассуждении-доказательстве текст сочинения будет строиться на утверждении истинности тезиса.

Рассуждение-объяснение предполагает, что тезис уже верен, его не нужно доказывать, но необходимо раскрыть его содержание.

Цели и задачи сочинения-рассуждения

Обучение сочинению-рассуждению направлено на формирование у обучающегося следующих умений и навыков:

  • формулировать проблему;
  • анализировать заданную тему;
  • высказывать свое мнение;
  • искать достоверную информацию;
  • проверять факты;
  • четко аргументировать свою позицию;
  • строить рассуждение;
  • последовательно и логично излагать свои мысли;
  • оформлять рассуждение в письменной форме.

Итоговое сочинение-рассуждение

Навык написания сочинения-рассуждения необходим школьникам и для прохождения итоговых аттестаций. Допуском к ЕГЭ является «зачет» по итоговому сочинению. Оно показывает общий уровень развития ученика, владение монологической речью. За итоговое сочинение можно получить до 10 баллов к ЕГЭ.

С 2022 года в итоговом сочинении школьники будут рассуждать о проблемах из закрытого банка тем, которые разбиты на три большие группы:

  1. «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
  2. «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
  3. «Природа и культура в жизни человека».

Темы первого раздела направлены на рассуждения о нравственности, морали, философии. Они предполагают авторскую оценку поведения литературных персонажей, жизненного опыта и самоанализ. На раскрытие этой темы направлена практически вся русская и зарубежная художественная литература.

Второй раздел предусматривает анализ человека, как представителя общества. Темы направлены на размышления о проблемах семьи, воспитания, взаимоотношений, традиций и ценностей. В этом разделе основой аргументацией могут служить литературные произведения об обществе, семье, народе и патриотизме.

Темы из третьего раздела предлагают школьникам порассуждать о науке и значении открытий, искусстве, творчестве и экологии. При аргументации темы можно обращаться к поэзии.

Учитывайте, что объем сочинения должен быть более 250 слов, иначе работа не засчитывается. Еще одним правилом является соблюдение композиции — вступление, основная часть, заключение. Рекомендуем придерживаться косвенного цитирования источников литературы при аргументации.

Обязательно перечитывайте черновик сочинения, чтобы проверить текст на наличие речевых и грамматических ошибок, упростить сложную аргументацию и оформить работу в читаемом виде.

Развитый навык написания школьных сочинений-рассуждений поможет эффективно аргументировать свои доводы в студенческих работах в университете и на работе.

Сочинение-рассуждение: алгоритм написания | Российский учебник

Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения | ФИПИ

Итоговое сочинение-2022: руководство к действию | Год Литературы 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *