Как написать хорошее сочинение-рассуждение: этапы написания, тезисы и аргументы, итоги рассуждений — советы и правила
Что означает сочинение-рассуждение?
Сочинение-рассуждение — это текст, в котором последовательно изложена авторская позиция на определенную тему. В образовательном процессе оно служит заданием для оценки способностей ученика размышлять, анализировать информацию и аргументировать собственную позицию. У сочинения-рассуждения есть установленная композиция, которой требуется придерживаться при написании.
Содержание:
- Этапы написания сочинения-рассуждения
- Структура сочинения-рассуждения
- Цели и задачи сочинения-рассуждения
Этапы написания сочинения-рассуждения
Перед написанием сочинения следует обдумать заданную тему, выявить тезис, который будете доказывать или опровергать, подобрать аргументы, подтверждающие ваше мнение.
Обдумывание темы
Обдумывание темы является первым важным этапом в написании сочинения-рассуждения.
- Определите основную тему сочинения-рассуждения.
- Поразмышляйте о том, что вы думаете об этой теме.
- Вспомните примеры из литературы, которые помогут выстроить аргументацию.
- Кратко запишите образы и примеры, которые вам представляются.
- Подумайте, какие из этих образов и примеров могли бы подтвердить или опровергнуть вашу точку зрения.
Записывайте короткими предложениями и фразами все, что приходит на ум во время размышления над темой. Часть собранной информации не попадет в сочинение, но может быть полезна при дальнейшем изучении контекста.
Изучение контекста
На основе своих заметок углубитесь в исследование описанных вами доводов и образов. Эта задача важна как до, так и во время написания сочинения. Изучение контекста темы позволит вам подобрать весомые аргументы, поддерживающие вашу точку зрения. Кроме того, ничто так не умаляет важность довода, как фактическая ошибка или неверно интерпретированная информация.
- Посмотрите в словарях определения важных слов, представленных в теме.
Например, если это сочинение на тему: «Что такое дружба» — прочтите определение слова «дружба» в словаре и попробуйте перефразировать его.
- Если пишете сочинение на основе литературного произведения, узнайте подробнее об авторе и времени написания. Особенности биографии автора или эпоха написания (или время действия в истории) книги позволит вам раскрыть новые грани произведения.
- Если вы пишете сочинение-рассуждение на основе текста, обратите внимание на маркеры культурного кода. Это могут быть упоминания событий, мест, имен известных личностей, названий других произведений. Они помогут глубже понять текст и приведут вас к новым интересным идеям.
Составление плана
Составьте план сочинения. Разделите изученную вами информацию на три группы: вступление, основная часть и заключение. Если вы уже определились с тезисом, пропишите его в небольшом предложении во вступлении плана. Далее в основной части составьте перечень аргументов. В заключении кратко подведите итог рассуждения.
План позволит вам написать связный текст с четкой структурой, а также сэкономит ваше время при редактировании и оформлении чистового варианта работы.
Помните, что помимо деления текста на вступление, основную часть и заключение его необходимо разбить на абзацы. Это позволит читателю легче воспринимать написанную информацию.
Структура сочинения-рассуждения
Как строится сочинение-рассуждение?
Сочинение начинается с тезиса — утверждения, которое требуется доказать или опровергнуть. После следуют доводы, объясняющие позицию автора — аргументы. В последней части автор подводит итоги рассуждения. Важно, чтобы между тезисом и аргументами прослеживалась логическая связь.
Тезис
Вступление — это небольшой абзац, который вводит читателя в тему. В нем автор выдвигает тезис, который будет подтверждать или опровергать далее. Он задает курс дальнейшим рассуждениям. Во вступлении автор обосновывает выбор тезиса.
С каких слов начать сочинение-рассуждение?
Тезис сочинения-рассуждения можно ввести цитатой, сформулировать как вопрос или написать об актуальности темы. Во введении также допустимо говорить о предпосылках описываемой проблемы, ссылаясь на источники. Важно прокомментировать свое отношение к заданной теме.
Как начать сочинение-рассуждение по литературе?
Если вы пишете сочинение-рассуждение по литературе, расскажите читателю, о каком произведении идет речь, определите его жанр, укажите автора и кратко поясните, почему заданная тема будет раскрываться в контексте этой книги.
Аргументы
Аргументы — это доказательства и обоснования авторской позиции в заданном вопросе. Они должны последовательно раскрывать идею сочинения. Рекомендуется приводить 2—3 аргумента. Они могут быть представлены в виде:
- статистических данных;
- фактической информации;
- утверждений экспертов;
- отсылок к литературным произведениям и кинематографу;
- примеров из жизненного опыта автора.
С их помощью автор раскрывает проблему и стремится убедить читателя в верности своей позиции. Наиболее простыми и убедительными доводами являются общеизвестные факты либо те, что легко найти в энциклопедиях.
Статистические данные могут быть хорошим обоснованием в случае, если автор дает развернутый комментарий и делает выводы на основе упомянутых цифр.
В школьной практике наиболее распространенными источниками аргументов являются литература и жизненный опыт. В качестве аргументации авторской позиции литературное произведение рассматривается не полностью, а только та часть, в контексте которой раскрывается заданная проблема, например, конкретная сюжетная линия или история определенного героя.
Когда ученик только изучает особенности задания, учитель помогает подбирать цитаты и положения, которые могут служить аргументами позиции автора. После того как аргументы выбраны, школьники учатся их развивать. Процесс может быть построен в виде коллективной работы, где учитель предлагает возможные формулировки, а каждый ученик выбирает наиболее подходящую ему идею и постепенно развивает ее.
Что такое жизненный опыт в сочинении-рассуждении по литературе?
Жизненный опыт — это накопленные знания и представления об окружающей среде, людях и явлениях, которые человек приобретает в процессе познания мира. На их основе человек делает выводы, принимает решения, с их помощью преодолевает трудности. В сочинении-рассуждении аргументация на основе жизненного опыта предполагает описание конкретной жизненной ситуации, которую пережил автор или его окружение.
Вывод
В заключении автор лаконично подводит итог рассуждению. Важно вернуться к тезису и обобщить описанные ранее мысли. В последней части сочинения автор говорит о значении заданной проблемы для современного мира и о том, что следует сделать, чтобы ее решить. В заключении допустимо использовать высказывания авторитетных людей.
Кроме того, существует три вида рассуждений, каждый из которых имеет свою структуру: размышление, доказательство и объяснение.
Рассуждение-размышление предполагает вопросно-ответную структуру:
- экспозицию, то есть поведение читателя к вопросу;
- вопрос;
- ответ на вопрос — тезис;
- доказательство;
- выводы.
При рассуждении-доказательстве текст сочинения будет строиться на утверждении истинности тезиса.
Рассуждение-объяснение предполагает, что тезис уже верен, его не нужно доказывать, но необходимо раскрыть его содержание.
Цели и задачи сочинения-рассуждения
Обучение сочинению-рассуждению направлено на формирование у обучающегося следующих умений и навыков:
- формулировать проблему;
- анализировать заданную тему;
- высказывать свое мнение;
- искать достоверную информацию;
- проверять факты;
- четко аргументировать свою позицию;
- строить рассуждение;
- последовательно и логично излагать свои мысли;
- оформлять рассуждение в письменной форме.
Итоговое сочинение-рассуждение
Навык написания сочинения-рассуждения необходим школьникам и для прохождения итоговых аттестаций. Допуском к ЕГЭ является «зачет» по итоговому сочинению. Оно показывает общий уровень развития ученика, владение монологической речью. За итоговое сочинение можно получить до 10 баллов к ЕГЭ.
С 2022 года в итоговом сочинении школьники будут рассуждать о проблемах из закрытого банка тем, которые разбиты на три большие группы:
- «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
- «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
- «Природа и культура в жизни человека».
Темы первого раздела направлены на рассуждения о нравственности, морали, философии. Они предполагают авторскую оценку поведения литературных персонажей, жизненного опыта и самоанализ. На раскрытие этой темы направлена практически вся русская и зарубежная художественная литература.
Второй раздел предусматривает анализ человека, как представителя общества. Темы направлены на размышления о проблемах семьи, воспитания, взаимоотношений, традиций и ценностей. В этом разделе основой аргументацией могут служить литературные произведения об обществе, семье, народе и патриотизме.
Темы из третьего раздела предлагают школьникам порассуждать о науке и значении открытий, искусстве, творчестве и экологии. При аргументации темы можно обращаться к поэзии.
Учитывайте, что объем сочинения должен быть более 250 слов, иначе работа не засчитывается. Еще одним правилом является соблюдение композиции — вступление, основная часть, заключение. Рекомендуем придерживаться косвенного цитирования источников литературы при аргументации.
Обязательно перечитывайте черновик сочинения, чтобы проверить текст на наличие речевых и грамматических ошибок, упростить сложную аргументацию и оформить работу в читаемом виде.
Развитый навык написания школьных сочинений-рассуждений поможет эффективно аргументировать свои доводы в студенческих работах в университете и на работе.
Сочинение-рассуждение: алгоритм написания | Российский учебник
Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения | ФИПИ
Итоговое сочинение-2022: руководство к действию | Год Литературы