Как готовиться к ЕГЭ по русскому самостоятельно: пошаговый план + секреты заданий
Перед всеми выпускниками рано или поздно (лучше, если рано) встает вопрос: как готовиться к ЕГЭ по русскому? «Ну что я там не знаю» – скажет школьник, который точно никогда не открывал КИМ ЕГЭ по русскому языку. Проверь себя: помнишь ли ты правила постановки тире и двоеточия при БСП? И что такое БСП? В каком задании в ЕГЭ по русскому языку нужно знать фразеологизмы? В 24-м! Если ты ответил быстро, то твоя стратегия подготовки к ЕГЭ верная. Если ты ответил не сразу или не ответил, то этот материал для тебя!

ЕГЭ по русскому языку – содержательно очень объемный экзамен. Чтобы не потеряться в “море” информации и правильно распределить свое время, нужен четкий план подготовки. Сегодня мы поговорим о том, в какой последовательности лучше готовиться (и объясним “почему”), а также поделимся секретами выполнения заданий. ЕГЭ – не дамоклов меч, а интересный вызов, с которым ты обязательно справишься!

Содержание статьи:
Структура экзамена
С чего же начинается подготовка к ЕГЭ по русскому? С выстраивания стратегии! Оптимальное время для подготовки к ЕГЭ – один учебный год. Но только если заниматься не менее четырех-пяти часов еженедельно. При такой нагрузке удастся получить 80+ баллов на экзамене. Помни, ЕГЭ – стандартизированный экзамен. Он системно проверяет твои знания по всему предмету. Поэтому важно знать, как построен экзамен, чтобы не только ничего не пропустить, но и не выучить лишнего!
Экзамен разделен на две части:
- 1 часть – часть с кратким ответом, который может быть написан в бланке ответов цифрами, словом или словосочетанием без пробелов;
- 2 часть – это задание №27 – сочинение.
ЕГЭ по русскому проверяет знания орфоэпических, лексических, орфографических, грамматических и пунктуационных норм, а также твою способность к информационной переработке текста и навыки использования изобразительно-выразительных средств. Отдельно стоит отметить следующий содержательный раздел ЕГЭ по русскому языку: лингвистический анализ текстов. Это главное изменение, внесенное в содержание экзамена ЕГЭ-2022. С него и начинается экзамен.
Нововведение ЕГЭ-2022
Задания №1-3 проверяют умение проводить стилистический анализ текста. Для выполнения задания №1 нужно знать большой объем теории:
- части речи (встречаются также в блоке грамматики и орфографии);
- виды лексики;
- типы речи;
- стили текстов (встречаются в задании №24);
- средства выразительности (встречаются в задании №26).
Таким образом, необходимо провести комплексный анализ текста. Все эти характеристики могут одновременно попасться в задании №1, но так или иначе встречаются в других заданиях ЕГЭ по русскому. Именно поэтому мы советуем вернуться к подготовке к заданиям №1-3 уже после завершения работы над остальными заданиям с кратким ответом: к этому моменту почти вся теория уже будет в твоей голове.

Стратегия подготовки: когда что учить
1 этап: Фоновая тренировка
Интересный факт: не все знают, но ответы на задания №4 (орфоэпия) и №5 (паронимы) уже есть в пакете документов к экзамену по русскому языку, который выложен в открытый доступ на сайте ФИПИ. Все слова, которые могут встретиться в этих заданиях есть в «Орфоэпическом словнике» и в «Словарике паронимов». Мы рекомендуем регулярно обращаться к этим документам и в комфортной для тебя форме (некоторые даже рифмуют слова для запоминания) учить в течение года.
2 этап: Орфография
Теперь, когда мы включили элементы подготовки к экзамену в свое ежедневное расписание, наступает следующий этап – проработка орфографической части. Сюда входят задания №9-15.
Самая частая ошибка при подготовке к заданию №9 (где проверяются безударные гласные в корне) случается, когда школьники начинают учить не только чередующиеся корни, но и правила их написания. А ведь об этом даже не спрашивается в задании!
Задание №11 – правописание суффиксов кроме Н/НН – является одним из самых сложных в ЕГЭ по русскому. Зачем в слове французский нужна эта буква «с», которую мы даже не произносим? Почему мы пишем слевА, но влевО? Почему поле засеЯно, а не засеЕно? Все эти правила требуют проработки, однако прекрасно поддаются систематизации.
Задание №13 – боль любого носителя русского языка. НЕ с частями речи. О чем часто забывают ученики, так это о существовании слов-магнитов: вовсе не, ничуть не, далеко не, отнюдь не, нисколько не, которые будут оттягивать на себя отрицательную частицу от всех слов, кроме тех, которые без НЕ не употребляются (например, невежда, небрежный, недоумевать). Сложность может вызвать приставка НЕДО- в глаголах. Давай рассмотрим два примера:
Не досмотрел фильм и старуха недосмотрела за ребенком. В первом случае НЕ – отрицательная частица, во втором – НЕДО – это приставка. Глагол недосмотреть в значении 'наблюдая, не заметить всего, не уберечь'.
Что же делать, если такое встретится на экзамене? Не паниковать! Оставь сложное слово напоследок. Чтобы определить верное написание слова, тебе понадобится вчитаться в контекст.
3 этап: Грамматические ошибки
Когда мы повторили (или выучили) орфографию, наступает время сделать шаг назад и вернуться к самому «дорогому» заданию на ЕГЭ по русскому кроме сочинения – это задание №8. За него дают 5 первичных баллов. На его освоение уходит от трех до шести занятий. Почему важно именно на этом этапе подготовки изучить алгоритм работы с этим заданием? Это связано, во-первых, с его объемом, а, во-вторых, с грядущей подготовкой к сочинению. Ведь в задании №8 собраны типичные ошибки, которые многие делают каждый день, совершенно их не замечая. Не удивительно, что на экзамене их также не удается опознать.
Давай посмотрим на примеры:
- Подъезжая к деревне, начиналась гроза.
- Приехав домой после отпуска, мне стало грустно.
- Сдав нормативы, я был определен в свою часть.
Как ты думаешь, в каком предложении есть грамматическая ошибка? Во всех! Это все ошибки в построении деепричастных оборотов. Подобные ошибочные предложения многие из нас строят каждый день.
Подъезжая к деревне, начиналась гроза. – получается, что гроза и начиналась, и подъезжала к деревне. Приехав домой после отпуска, мне стало грустно – вообще нет субъекта действия. Мне – это не подлежащее. Сдав нормативы, я был определен в свою часть – нельзя, чтобы сказуемое было в пассивном залоге, если в предложении есть деепричастный оборот.
У каждой ошибки есть несколько вариаций. Задача ученика – их все видеть. К сожалению, универсальный рецепт только один – системный подход к изучению ошибок и пресловутое «нарешивание».
4 этап: Сочинение
Следующий этап – подготовка к сочинению – заданию №27. С этого момента к систематическому решению КИМов мы подключаем написание сочинений. Стоит особенно отметить, что школьники часто забывают про пункт плана сочинения «Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её». Связка между двумя комментариями + ее анализ! Каким бы искусственным ни казалось это требование и ученикам, и учителям, мы должны его выполнять.
А еще не забывай, что уже несколько лет на ЕГЭ по русскому языку не нужно приводить примеры из литературных произведений. Не стоит писать обоснование своей позиции на полстраницы, ведь оно стоит всего 1 балл.
5 этап: Пунктуация
Теперь можно приниматься за блок заданий №16-21 – это задания на проверку пунктуации. Школьная программа выстроена так, что темы, которые проверяются в этих заданиях, хорошо повторяются в 9-11-х классах, поэтому пунктуация традиционно вызывает меньше трудностей, чем орфография. Однако и здесь есть свои подводные камни. Например, вопреки нашей привычке всегда ставить запятую перед союзным словом который, в 19-м задании это иногда не требуется. По-умному это называется «дистантное употребление союзного слова», и в школах крайне редко акцентируют на этом внимание. Иными словами, союзу или союзному слову могут предшествовать другие слова, и запятая стоять не будет.
В письме брату Николаю (1) Чехов изложил те требования (2) исполнение (3) которых (4) считал обязательным для воспитанного человека. [Ответ: 2]
Конечно, отдельно стоит отметить задание 21, которое стоит «дёшево» (всего 1 первичный балл), по сравнению с тем объемом информации, который нужно повторить. Здесь твоя задача – называть номера предложений, в которых по одной и той же причине ставится знак препинания. Больше всего сложностей вызывают тире и, конечно, запятые. Давай рассмотрим два примера:
Москва – столица России. Москва – столица России – отметила праздник.
В первом случае «столица» – это сказуемое, выраженное существительным в И.п., а во втором «столица России» – это приложение. Значит, причина для постановки тире разная. Вот как раз в этом задании может встретиться БСП – бессоюзное предложение, между частями которого часто ставят тире. Чтобы подготовиться к заданию, тебе нужно будет вспомнить почти всю школьную теорию постановки знаков препинания.
6 этап: Языковые средства выразительности
На последнем этапе работы – части работы с текстом, его стилистическими и лексическими составляющими и его содержанием, выделим задание №26. Оно достаточно «дорогое»: 4 первичных балла. Здесь тебе придется вспомнить все уроки литературы, потому что именно там мы чаще встречаем термины, которые могут попасться в этом задании.
Все языковые средства могут быть разделены на три группы.
- Лексические средства – это синонимы, антонимы, устаревшая лексика и т.д.;
- Синтаксические средства связаны с членами предложений, порядком слов – однородные члены, парцелляция…
- Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – выразительные слова и словосочетания, употребленные в переносном смысле: метафора, ирония, сравнение, гипербола…
Решить это задание методом исключения вряд ли получится, нужно понимать, что значит каждый термин.
Заключение
Теперь, когда ты понимаешь, как надо правильно готовиться к ЕГЭ по русскому, давай зададим себе контрольный вопрос? Сколько длится ЕГЭ по русскому языку? 3 часа 30 минут. Да, кажется, что это вселенская несправедливость, ведь, например, ЕГЭ по математике идет 3 часа 55 минут. Ведь именно из-за этих 25-и минут разницы некоторые ученики не успевают дописать сочинение (которое оставляют на самый последний момент), тем самым оставаясь без вывода, а иногда и без части с обоснованием своей позиции, теряя первичные баллы.
Помни обо всем этом! Согласны, ЕГЭ – это непросто и волнительно. Многие ученики думают, что легко сдадут ЕГЭ по русскому, ведь они всю жизнь говорят на нем. Но, это, конечно, обманчивое впечатление, ведь любой экзамен требует серьёзной подготовки. Напиши в комментариях, что показалось тебе наиболее полезным? Какие задания для тебя самые сложные?