Как писать итоговое сочинение: разделы/подразделы, темы, структура.
В 2022-2023 учебном году Минпросвещения, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения внесли значительные изменения в подход к формированию комплекта тем итогового сочинения. В этой статье мы подробно разберем новые разделы и подразделы, которые появились после нововведения, объясним, какие теперь будут темы и дадим практические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (скажем, что почитать).
Итоговое сочинение, которое выпускники школ обычно пишут в декабре, – обязательный допуск для учащихся 11-х классов к государственной итоговой аттестации. Надо заметить, что выпускники прошлых лет, желающие пересдать ЕГЭ, обычно не пишут итогового сочинения и могут сдавать экзамен по русскому языку в общем порядке. Оценка за работу выставляется по шкале зачет-незачет.
Содержание:
- Как оценивается итоговое сочинение
- Изменения в итоговом сочинении 2022 – 2023 учебного года
- Подробный разбор каждого из разделов
- Какие темы итогового сочинения можно ожидать в 2022/23 учебном году?
- Структура итогового сочинения
Как оценивается итоговое сочинение
Итоговое сочинение проверяется на соответствие двум основным требованиям и пяти критериям.
- Первое из требований – объем, который должен быть не менее 250 слов (рекомендуемый объем – 350 слов). Если написанная работа не соответствует этому требованию, то она не проверяется и учащийся получает «незачет».
- Второе обязательное требование – самостоятельность написания. Другими словами, если большая часть сочинения представляет собой списанный из других источников (включая, Интернет) текст, то такая работа считается несамостоятельной и за нее тоже поставят «незачет». При этом допускается цитирование, прямое или косвенное, но надо учесть, что на итоговом сочинении запрещено использование текстов художественной или иной литературы, поэтому при прямом цитировании может возникнуть вопрос о самостоятельности написания. В связи с этим рекомендуется либо использовать косвенные цитаты, либо цитировать фразы, ставшие афоризмами («Служить бы рад, прислуживаться тошно» и т.п.).
Для «зачета», кроме первых двух обязательных требований, необходимо, чтобы работа соответствовала еще как минимум трем из пяти критериев. Обязательными являются:
- «Соответствие теме»;
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Также надо получить «зачет» хотя бы по одному из оставшихся трех критериев:
- «Композиция и логика рассуждения»;
- «Качество письменной речи»;
- «Грамотность».
Изменения в итоговом сочинении 2022 – 2023 учебного года
Если в предыдущие годы ФИПИ («Федеральный институт педагогических измерений») публиковал направления для подготовки к декабрьскому сочинению, на основании которых можно было достаточно определенно спрогнозировать примерные темы, то теперь формулировка направлений отсутствует, обозначены только основные разделы и подразделы комплектов тем, которые в текущем учебном году будут формироваться из закрытого банка.
Например, в предыдущем 2021 – 2022 учебном году тематические направления были достаточно четко определены:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Одно из тематических направлений «Преступление и наказание — вечная тема» вполне очевидно относило к роману Ф.М. Достоевского, и можно было с большой долей уверенности готовиться в этом ключе, глубже проанализировав отдельные аспекты произведения. Поэтому многие ученики 11-х классов выбрали темы, связанные именно с этим направлением: Когда слово становится преступлением? Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление? Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?» и пр.
В этом году структура комплектов тем более абстрактна, в ней значительно сложнее ориентироваться, она предполагает более широкий кругозор, богатый читательский опыт. Предложены следующие разделы и подразделы:
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
В комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела, таким образом, всего выпускникам будет предложено 6 тем. Комплекты тем оглашаются непосредственно перед экзаменом, для разных регионов/ областей они различны, повторов тем не бывает.
Подробный разбор каждого из разделов
Учитывая достаточно абстрактный характер предложенных в этом учебном году разделов, рассмотрим каждый из разделов и подразделов с точки зрения практических рекомендаций.
Раздел «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
Итак, раздел «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» включает одну из самых частых проблематик русской литературы – изучение внутреннего мира человека, вопросы чести, совести, долга, границ личной свободы. Надо быть готовым к любым темам, касающимся нравственного выбора, самосовершенствования. Подразделы 1.1. и 1.3. в принципе очень близки: внутренний мир человека напрямую связан с познанием самого себя.
Пожалуй, самым сложным в данном разделе является подраздел «Свобода человека и ее ограничения». Сложность состоит не только в поиске аргументации, но и в возможности разнообразных формулировок тем. Если, к примеру, направление касается нравственных ограничений, то можно ожидать вопросов, связанных с понятиями совести, чести, долга.
Ученикам, не успевающим прочесть объемные произведения, можно посоветовать познакомиться с небольшими произведениями, которые помогут им сориентироваться в данном разделе.
Раздел «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
Раздел «Семья, общество, Отечество в жизни человека» предполагает рассуждение о роли традиционных ценностей, важности сохранения исторической памяти, воспитания гражданских идеалов. Такие темы ориентированы на обозначение своей гражданской позиции, касаются вопросов патриотизма, роли личности в истории, общественного прогресса. Подраздел «Семья, род; семейные ценности и традиции» представляется в данном контексте наиболее привлекательным.
Подразделы, которые так или иначе связаны с понятиями «гражданский долг», «патриотизм», «подвиг народа», конечно, предполагают хорошее знание художественной литературы, посвященной Великой Отечественной войне или Отечественной войне 1812 года.
Хочется сразу уберечь ребят от достаточно распространенной ошибки: роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» некорректно приводить в пример при рассуждении на темы, связанные с понятиями патриотизма или подвига народа. Необходимо помнить, что основу романа составляет изображение Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева, размышления писателя связаны с верностью присяге, исполнением долга, вопросами чести (герои-антиподы Гринев – Швабрин), но не с пониманием героями патриотизма (война ведется не с иноземными захватчиками, достаточно сложно назвать Швабрина, перешедшего на сторону Пугачева, предателем родины).
Раздел «Природа и культура в жизни человека»
Раздел «Природа и культура в жизни человека» может порадовать темами, в основу которых положено личностное восприятие произведений искусства. Опыт показывает, что выпускники школ охотно пишут на темы, нацеленные на рассуждение об искусстве и науке, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и литературы. Например, такие темы, как «Какая книга помогла Вам лучше понять себя?», «Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?» и т.п., можно раскрыть на примере любого произведения, которое прочел ученик. Поэтому, конечно, в рамках подготовки к итоговому сочинению необходимо перечитать то произведение, которое оставило глубокий след в душе, или прочесть и проанализировать ту книгу, которую посоветуют родители/ учителя.
Подразделы «Природа и человек» и «Наука и человек» тоже достаточно традиционны. Систематически в течение последних лет учащимся предлагалось высказать свое мнение по вопросам технического прогресса, взаимодействия человека и природы, экологическим проблемам.
Надо отметить, что романы написаны увлекательно и современные молодые люди с огромным интересом читают их.
Какие темы итогового сочинения можно ожидать в 2022/23 учебном году?
Исходя из образца комплекта тем, который дан на сайте ФИПИ, можно предположить, что пакеты тем итогового сочинения могут выглядеть примерно таким образом:
Комплект 1
1. Как связаны великодушие и сострадание?
2. Какого человека можно назвать героем своего времени?
3. Какие нравственные ценности укрепляют семью?
4. Какие вызовы несёт в себе эпоха перемен?
5. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
6. Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?
Комплект 2
1. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
2. Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?
3. Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
4. Почему нужно сохранять память о героях прошлого?
5. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
6. Может ли природа помочь человеку понять себя?
Комплект 3
1. Верно ли утверждение: если человек не служит добру, то он помогает злу?
2. Что значит быть верным долгу?
3. Какая общая цель способна объединить представителей разных поколений?
4. Какими деяниями предков мы вправе гордиться?
5. Что мешает человеку обрести гармонию с природой?
6. Как Вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского: «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно»?
Данные комплекты носят ознакомительный характер и сформированы на основании тем сочинений, предлагавшихся в разные годы в качестве итоговых, чтобы дать приблизительное представление о возможных формулировках тем.
Структура итогового сочинения
Итоговое сочинение выпускник, конечно, может писать в свободной форме – нет никаких ограничений по формату работы или логике развития авторской мысли. Однако многие эксперты предлагают все-таки придерживаться определенной схемы рассуждения, чтобы сочинение соответствовало всем параметрам оценивания.
В первом абзаце лучше всего сразу дать ответ на поставленный в теме вопрос, разъяснить, почему именно такого мнения придерживается учащийся, при этом можно опереться на личный опыт, свое представление о том или ином понятии, дополнив общими размышлениями о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека.
Вторая и, при необходимости, третья части сочинения – рассуждения, опирающиеся на литературный материал. Здесь важно привести аргументы, точно соответствующие выбранной теме, сослаться на те эпизоды, которые доказывают правоту выводов учащегося. Общая логика развития авторской мысли должна состоять из тезиса, связанного с основной темой, доказательства (опоры на литературный материал) и микровывода (промежуточного вывода, касающегося обычно точки зрения того писателя, произведения которого выбрано для аргументации).
Необходимо помнить, что при оценивании сочинения учитываются фактические ошибки, связанные с неправильным пониманием точки зрения писателя, неверным написанием фамилий и имен героев и автора произведения, названия книги. Надо внимательно относиться к абзацному членению своей письменной работы – помните: каждая новая мысль требует отдельного абзаца.
Наконец, вывод может содержать итог, обобщающий все сказанное и дающий оценку самого выпускника. Возможен также вывод-призыв, в котором утверждается вечный характер тех жизненных понятий и ценностей, которые были рассмотрены в ходе сочинения.
Важно помнить, что выпускник, получивший за декабрьское сочинение «незачет» или не сумевший по уважительной причине принять участие в написании итогового сочинения, должен повторно написать работу – срок пересдачи итогового сочинения объявляется отдельно (обычно такая возможность предоставляется в марте того же учебного года). Любые возникшие вопросы, в том числе и несогласие с оценкой, можно решить путем рассмотрения работы апелляционной комиссией.
Хочется порекомендовать ребятам не откладывать в долгий ящик подготовку к итоговому сочинению, а уже с конца октября приступать к детальной проработке предлагаемых разделов и подразделов, на основе которых будут сформированы комплекты тем.
Для тех, кто хочет попробовать свои силы в ЕГЭ по литературе – советы от эксперта ЕГЭ. Ну а этот предмет мы не выбираем, поэтому готовимся максимально эффективно: лайфхаки самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому.