Лайфхаки для сдачи ЕГЭ по обществознанию

ЕГЭ по обществознанию охватывает основные разделы обществоведческого курса. Экзамен состоит из двух частей. В статье даем советы, как решить некоторые задания каждой из частей. 

В ЕГЭ по обществознанию задания распределены по уровням сложности:

  • Базовый — 13 заданий.
  • Повышенный — 8 заданий.
  • Высокий — 4 задания.

Содержание:


1 Часть

Базовый уровень сложности: 8 заданий.

Повышенный уровень сложности: 8 заданий.

Несмотря на это распределение, фактически это совершенно не значит, что одни задания легкие, а другие сложные.

Сколько баллов можно получить за 1 часть по обществознанию ЕГЭ?

Шестнадцать заданий первой части предусматривают краткий ответ. За верное выполнение всех заданий максимально можно получить 28 баллов. Девять заданий второй части максимально оцениваются в 30 баллов. 

Сколько заданий нужно сделать, чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию?

Следует решать как первую, так и вторую части экзамена, поскольку решение только одной из частей максимально может дать 50% от возможного результата.

Несмотря на то что в первой части задания представлены в тестовом варианте, они требуют очень серьезного уровня развития аналитических способностей.

Лайфхак №1. Вместо заучивания определения, изучайте признаки понятия

Первое задание проверяет не просто «зазубренность» определений, а их более широкое понимание. Оно подразумевает работу с признаками заданного определения.

Учите не только определения, но и их ключевые составляющие и характеристики. Например, можно просто выучить, что общество — это динамическая, самоуправляемая, самодостаточная система и т.д., но для решения этого будет недостаточно. За любым понятием и его признаками должны стоять конкретные представления и примеры. 

Пример задания 1 из Демоверсии ЕГЭ по Обществознанию 2023

Необходимость структурных знаний прослеживается и в задании №11. Поэтому этот лайфхак, например, применим и к изучению видов избирательных систем.

Лайфхак №2. Разбирайте примеры из реальной жизни

Задания 2—16 распределены по тематическим модулям:

  • №2—4 «Человек и общество, включая «Познание и духовную культуру».
  • №5—7 «Экономика».
  • №8, 9 «Социальные отношения».
  • №10, 11, 13 «Политика».
  • №12, 14—16 «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации».

Из них к заданиям на суждение относятся — №2, 5, 8, 10, 14. Следует помнить, что все задания на выбор суждения требуют высокого уровня развития мышления.

Разбирайте помимо определений и их характеристик реальные примеры из жизни, преобразующие теоретические знания в практические. 

Например: Индустриальное общество. Один из признаков — развитие промышленности. 

Это школьники выучили из учебника, но в суждениях может быть неочевидный вариант: рост численности рабочего класса. 

Если не проговаривать со школьниками отдельно разные проявления в реальности, то они могут не понять, что это суждение соответствует правильному ответу. Рекомендуем избегать формализма и стараться разбирать теоретический материал на жизненных ситуациях.

Задание №13 еще одно из тех, что проверяет владение выпускника базовым понятийным аппаратом социальных наук. Чтобы правильно выполнять подобные задания, нужно:

  •  понимать саму суть понятий;
  • иллюстрировать на конкретных примерах. 

Невозможно просто прорешать большое количество демонстрационных вариантов, к сожалению, это не поможет.

Пример задания №13 из Демоверсии ЕГЭ по Обществознанию 2023

Например, если школьники поняли, что Правительство РФ — это исполнительная власть, т.е. оно «исполняет», то смогут выбрать из множества представленных формулировок те, что подходят под эту компетенцию. Для судов — судебные полномочия. Эти для органа власти поддаются логике. Остается выучить только то, что входит в компетенцию Госдумы и Совета Федерации. Методом исключения можно выявить, что к полномочиям президента РФ относятся все остальные.

Лайфхак №3. Задания, в которых приветствуется заучивание

Задания, в которых приветствуется заучивание

Среди заданий, которые проверяют владение базовым понятийным аппаратом, есть пара репродуктивных, то есть тех, которые требуют простого заучивания. Это задания №6 и 12. 

Пример задания №6 из Демоверсии ЕГЭ по Обществознанию 2023

Задание №12 проверяет знание основ конституционного строя РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Пример задания №12 из Демоверсии ЕГЭ по Обществознанию 2023

Лайфхак №4. Учитесь работать с источниками информации

Учитесь работать с источниками информации

Задание №9 первой части экзамена проверяет сформированность навыков оценивания информации и умение работать с источниками различного вида.

Круговые диаграммы представляют бОльшие сложности, чем столбчатые. У школьников часто нет представления о том, что такое четверть, а что пятая часть. Для многих представляет трудность соотнести части из текста с процентами на круге. 

В этом задании необходимо понять, как соотносятся доли и проценты.

Задание №16 предполагает работу с документами. Их перечень вы найдете в кодификаторе. Кодификатор есть в КИМе демоверсии, который можно скачать на официальном сайте ФИПИ.

Пример задания №16 из Демоверсии ЕГЭ по Обществознанию 2023

2 часть

Лайфхак №5. Отвечайте строго на поставленный вопрос

Отвечайте строго на поставленный вопрос

Задание №17—20 предполагают работу с текстом. Однако кроме №17, все остальные задания относятся к тексту формально. Их объединяет только общая тематика. 

Не пишите четыре характеристики, если просят назвать три. Потому как если одна из четырех характеристик будет неправильной, то ВЕСЬ ответ не будет засчитан. 

Кроме того, внимательно прочитайте все вопросы и ответьте на них, включая пункты и подпункты.

Задание №19 оценивает умение выявлять связи между процессами и социальными объектами.

Оно, как правило, требует правильного оформления ответа. В нем необходимо соблюсти структуру:

  • Пример 1 — пояснение.
  • Пример 2 — пояснение.
  • Пример 3 — пояснение.

или

  • Ситуация 1 — пример.
  • Ситуация 2 — пример.
  • Ситуация 3 — пример.

Лишние ответы «на всякий случай» писать не нужно. За любой неправильный элемент, пусть даже дополнительный, снимут 1 балл. Если таких ошибочных элементов будет 2 и более, то за весь ответ ставят 0 баллов. 

В задании №21 на анализ рисунка также следует внимательно отнестись к формулировкам. 

Ответ должен содержать фактор + его объяснение относительно рынка, указанного в задании. Не следует говорить об обуви, когда в задании идет речь о рынке зарубежного туризма. 

В ответе на первый вопрос не надо объяснять причины. Нет необходимости отвечать на вопрос «почему»

  • На вопрос «Как изменится равновесная цена» необходимо просто ответить уменьшилась она или увеличилась. 
  • На вопрос «Как изменится спрос и равновесная цена» не предполагает объяснения или доказательства, которые зачастую неверны. Помните, что неправильные дополнения к ответам приведут к потере балла. 

Лайфхак №6. Не составляйте абстрактный план

В задании №24 от выпускника требуется составить развернутый план, который раскроет заданную тему. В демоверсии это план для доклада о «Политической партии». Запомните, что само определение раскрывать не нужно, задача — составить план.

Важно — не составляйте формально-абстрактный план, который универсально может подойти ко всем темам. Например:

  1. причины;
  2. сущность;
  3. последствия.

Детально продумайте пункты и подпункты плана.

Лайфхак №7. Учитесь понимать специфику задания, а не бесконечно прорешивать варианты

Учитесь понимать специфику задания, а не бесконечно прорешивать варианты

Механическое прорешивание бесчисленного количества вариантов — тупиковый путь. Необходимо проследить логику в заданиях, внимательно следить за формулировками и требованиями. 

Тезисно проговорим некоторые другие задания второй части. Они представляют базовые общественные науки, которые формируют обществоведческий курс школы. 

  • Задания №17—20 объединены научно-популярным текстом или нормативно-правовым актом, на основе которого необходимо ответить на вопросы.
  • Одним из самых сложных заданий на экзамене является №20. Оно требует высокого уровня развития мышления.
  • Задание №23 предполагает развернутый ответ по Конституции РФ.
  • Задание № 25 — комплексное, включает 3 элемента.

С изменениями, вступившими в силу как в 2022, так и в 2023 году, отметим, что экзамен не становится проще. Все новые задания ориентированы на проверку способности выпускников мыслить логически.

Лайфхак №8. Учитесь на ошибках предшественников

Есть задания, которые из года в год массово вызывают затруднения у школьников. Несмотря на то что преподаватели и эксперты разбирают подобные моменты, это не всегда предупреждает ошибки сегодняшних выпускников.

Отметим основные затруднения, которые возникают у школьников:

  • Раскрытие теоретических понятий социально-экономических и гуманитарных наук на примерах.
  • Привлечение обществоведческих знаний при аргументации.
  • Различие между уголовным и административным наказанием. 

Особенно отметим, что выпускники ежегодно испытывают трудности с привлечением межпредметных связей. Многие выпускники не могут назвать имена выдающихся представителей отечественной культуры: ученых, писателей, поэтов, художников и т.п. и дать краткую характеристику из достижений.

Рекомендуем составлять таблицы и прописывать в них имя выдающейся личности, его отрасль деятельности, вклад и значение для развития области. Систематизируйте информацию по областям знания — искусства и науки, подобрав для каждой не менее трех деятелей.

Вывод

Большинство советов, рассмотренных в статье, относятся не только к указанным в разделе заданиям, но и комплексно к экзамену. 

Что нужно знать, чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию?

  • Вместо заучивания определения, изучайте признаки понятия.
  • Разбирайте примеры из реальной жизни.
  • Запомните задания, материал к которым необходимо заучить.
  • Учитесь работать с источниками информации.
  • Отвечайте строго на поставленный вопрос и следите за формулировками.
  • Не составляйте абстрактных планов.
  • Учитесь понимать специфику задания, а не бесконечно прорешивать варианты.
  • Учитесь на ошибках предшественников.

Есть задания, в которых при подготовке необходимо именно заучивать материал, но во многом экзамен направлен на проверку возможности выпускника мыслить логически. Не спешите прорешивать десятки и сотни вариантов. Учитесь видеть в них структуру, стремитесь понять задание и четко ответить на поставленные вопросы.

Вместо заучивания определений, погружайтесь в исследование признаков понятия. Стройте на их основе ассоциативные карты, которые позволят вам быстро восстановить признаки понятий в памяти. Обязательно ищите и разбирайте примеры из реальной жизни. Как и признаки, они позволят вам лучше понять базу обществоведческого курса. 

Помимо примеров из жизни, необходимо научиться работать с источниками информации. Это касается как нормативно-правовых актов, так и работы с таблицами, диаграммами, графиками.

Когда вы готовитесь к экзамену, не забывайте о тех ошибках, что совершили выпускники прошлых лет. Проанализируйте их, обсудите эту тему с репетитором, учителем и одноклассниками. Продумайте, как этих ошибок можно избежать в своей работе и не потерять баллы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *