От A1 до C2 по шкале CEFR: все об уровнях владения иностранным языком
Важность иностранного языка, особенно английского, в современном мире сложно переоценить. Но как дать понять работодателю или приемной вузовской комиссии, что твоего уровня языка достаточно для выбранных тобой целей? Ведь нельзя же прийти и сказать: “Я знаю английский”… Слишком абстрактно. Людям надо было придумать условные обозначения, которые помогали бы понять, насколько человек владеет иностранным языком. И такую систему придумали, назвав шкалой CEFR. О ней и о том, какие есть уровни иностранного (английского) языка и пойдет речь в этой статье.

Содержание:
- Что такое шкала CEFR
- Зачем создали шкалу CEFR
- Как шкалу CEFR используют в России
- Что нужно уметь на каждом уровне
- Международные экзамены и их соответствие уровням CEFR
- Онлайн тесты на определение уровня владения английским языком по CEFR
Что такое шкала CEFR
Уровень владения иностранным языком принято определять по шкале CEFR. Common European Framework of Reference (CEFR) — шкала, описывающая общеевропейские компетенции владения иностранным языком. Шкала CEFR позволяет определить, насколько хорошо вы понимаете и владеете языком. Каждый уровень имеет название, буквенное обозначение и описание речевых навыков. CEFR используют в Европе. Чтобы определить уровень владения такими языками, как иврит, арабский, японский используют другие системы оценки.
CEFR делит изучающих язык на три группы A, B, C. Каждая из них подразделяется на две подгруппы.

Зачем создали шкалу CEFR
CEFR создавалась в 1989—1996 гг. в рамках проекта «Изучение языков для европейского гражданства». В 2001 году шкала была рекомендована Советом Европы как стандарт оценивания речевых навыков.
Основная цель — предоставление метода оценивания языковых компетенций для всех языков Европы. На основе системы создаются методические пособия и курсы. Общеевропейский стандарт был установлен для того, чтобы повысить качество содержания языковых образовательных программ и оценки результатов, а также поддержать сотрудничество преподавателей разных языков. Благодаря уровням, студентов можно разделить на группы по схожести знаний.
Как шкалу CEFR используют в России
Общеевропейские компетенции широко используются в России для оценки уровня владения языками и как основа для создания учебников и образовательных курсов.
Для иностранцев существует экзамен на определение уровня владения русским языком (ТРКИ). Российская система соответствует шкале CEFR и имеет те же буквенные обозначения уровней.
Университеты предлагают программы дополнительного образования и курсы иностранных языков, разработанные с учетом Общеевропейских языковых компетенций.


Учебные пособия для бакалавриата, написанные российскими авторами, преимущественно ориентированы на определенный уровень владения языком по CEFR. Он указывается на обложке издания.
Можно найти как базовые курсы английского, немецкого, итальянского и других языков, так и профильные учебные пособия. Например, в каталогах издательств «МГИМО-Университет», «Флинта», «Инфра-М» вы можете встретить «Английский для медиков (B1-B2)», «Английский язык для изучающих искусство и дизайн (В2—C1)», «Международное экономическое право на немецком языке (C1)», «Политологию по-испански (B2)», «Итальянский язык для экономистов-международников (B2-C1)».
Отметим, что российские учебники для школ должны соответствовать ФГОС, и на их обложках, как правило, вы не встретите буквенные обозначения уровней по шкале CEFR. Что же касается ЕГЭ по иностранным языкам, то негласно он охватывает уровни A2-B2. Пример задания из ЕГЭ по английскому повышенной сложности.
Уровни владения языком по CEFR также принято указывать в резюме и вакансиях. Это наиболее удобный и понятный формат как для работодателей, так и для соискателей. Переход к общепринятому стандарту указания уровня при поиске сотрудников или работы в большей степени продиктован инициативой крупнейшего профильного портала hh.ru. В 2019 году они перешли на стандартизированную форму указания уровня владения языком в резюме или в вакансиях. Это было сделано для того, чтобы избежать недопонимания между соискателями и работодателями.

Что нужно уметь на каждом уровне
Важная тенденция сегодняшнего дня – компетентностный подход к формулировке целей и содержания обучения. Простыми словами, главная цель изучения иностранного языка – не то, сколько иностранных слов знает обучающийся или количество грамматических правил, которое он выучил, а то, как он умеет использовать эти знания и навыки в реальной жизни для решения практических, познавательных, коммуникативных задач (в магазине, на работе, в университете и т.п.). Кратко, это называется коммуникативной компетенцией. Советом Европы была как раз разработана модель иноязычной коммуникативной компетенции и определена система пороговых уровней владения языком.

Рассмотрим уровни подробнее.
A1 – Beginner
Аудирование (Listening) | Вы узнаете простые слова и предложения о вас и близком окружении, если речь медленная. |
Говорение (Speaking) | Вы задаете простые вопросы и коротко отвечаете на известные вам темы, если собеседник готов к медленному темпу беседы и помогает вам правильно сформулировать вашу мысль. |
Чтение (Reading) | Вы понимаете простые знакомые слова и короткие предложения, например, на объявлениях и плакатах. |
Письмо (Writing) | Вы можете коротко подписать открытку, написать маленькое поздравление с праздником, заполнить анкету основными личными данными. |
Вы можете решать коммуникативные задачи с использованием иностранного языка на уровне A1 в следующих ситуациях:
● В магазинах вы покупаете одежду, продукты, базовые товары, так как уже знаете числительные и улавливаете цену на слух, задаете продавцу простые вопросы, можете вернуть брак.
● Вы способны сделать простой заказ в кафе, поделиться своими предпочтениями в еде и любимыми блюдами.
● Вы можете познакомиться с новым собеседником, поздороваться и представиться, узнать, из какого он города, какой национальности, рассказать о себе. Кроме этого, вы уже способны кратко рассказать о своих родных, описать их внешность и характер.
● Вы поддерживаете разговоры о погоде и можете предложить друзьям или коллегам встречу, учитывая прогнозы.
● На встрече с друзьями обсуждаете увлечения, делитесь планами.
● Вы можете обратиться к врачу и описать простыми словами, что вас беспокоит.
● На улицах родного города вы способны подсказать дорогу иностранцу или спросить, как пройти к нужной достопримечательности в другой стране.
A2 – Elementary
Аудирование (Listening) | Вы понимаете предложения о себе, родных, местности, покупках, работе. Можете уловить короткие фразы в объявлениях. |
Говорение (Speaking) | Вы говорите на понятные вам темы, о чем-то повседневном, делитесь простой информацией с собеседником. Строите речь из нескольких коротких предложений, описываете простыми словами семью, близких, образование, рабочий день и отдых. |
Чтение (Reading) | Вам уже доступно чтение кратких несложных текстов. Вы понимаете заголовки новостных лент с известными вам словами. |
Письмо (Writing) | Вы пишете короткие заметки и личные письма, например, благодарственные. |
С уровнем владения языком A2 вы сможете изъясниться в следующих ситуациях:
● Вы делитесь с друзьями планами на предстоящий отпуск или рассказываете о вашем прошедшем путешествии.
● В разговоре со знакомым можете описать свое прошлое, рассказать о важных моментах.
● Вы поддерживаете разговоры о путешествиях и природе.
● Вы можете пригласить друзей в кино, обсудить, какой фильм будете смотреть, или рассказать о любимых фильмах.
● Вы обсуждаете с друзьями правила игры или объясняете их новеньким участникам.
● Вы можете получить медицинскую помощь, описать врачу несчастный случай или травму.
● Вы участвуете в обсуждениях на рабочих собраниях, используете простые фразы в деловых переговорах, высказываете деловые предложения по вашим должностным обязанностям.
A2+/B1- Pre Intermediate
Аудирование (Listening) | При среднем темпе речи говорящего и знакомой лексике понимаете разговорную речь. Улавливаете основную мысль фильма или телепередачи на языке оригинала, если смотрите с субтитрами. |
Говорение (Speaking) | У вас хорошее произношение, говорите достаточно четко. Рассказываете о себе, своих вкусах, хобби, семье и карьере. Если собеседник использует хорошо знакомые вам слова, достаточно свободно ведете диалог. |
Чтение (Reading) | Вы читаете рекламные тексты, небольшие журнальные статьи, адаптированную литературу. |
Письмо (Writing) | Вы пишете тексты о себе, поздравления, небольшие личные письма. |
Ситуации, в которых вы свободно понимаете и используете иностранный язык на этом уровне:
● В кафе вы можете сделать простой заказ и пообщаться с официантом.
● Понимать телепередачи и фильмы на слух вам пока трудно, но вы можете предложить друзьям посмотреть фильм с субтитрами.● Вы обсуждаете со знакомыми погоду и простые факты.
B1 – Intermediate
Аудирование (Listening) | Вы воспринимаете на слух четкую речь на понятные вам темы, улавливаете основную мысль многих телепередач о текущих событиях. |
Говорение (Speaking) | Вы вполне комфортно изъясняетесь в путешествиях. Вступаете в разговор без дополнительной подготовки, если тема вам хорошо знакома. Описываете простыми словами свои переживания и мечты. Пересказываете сюжеты фильмов и делитесь своими впечатлениями. |
Чтение (Reading) | Вы понимаете тексты, написанные простыми словами, воспринимаете описанные чувства и пожелания в личной переписке. |
Письмо (Writing) | Вы способны написать небольшой связный текст на интересные вам темы, пишете письма, в которых описываете опыт и впечатления. |
На уровне B1 вы можете понять речь и объясниться в следующих ситуациях:
● Вы способны пройти собеседование при приеме на работу в своей профессиональной отрасли.
● Вы рассказываете о своем образовании и планах на обучение.
● Вам легко говорить об отношениях, знакомствах, общении в соцсетях.
● Вы способны давать советы о здоровом образе жизни.
● Вы можете запланировать на вечер поход на концерт, и обсудить со своим собеседником музыкальные течения и композиции.
● В кафе вы заказываете еду, поддерживаете беседу и оплачиваете счет.
B2 – Upper Intermediate
Аудирование (Listening) | Вы понимаете долгие монологи, лекции, даже сложные аргументы, если вам знакома тема. Легко воспринимаете на слух большинство новостей, передач и фильмов на стандартном диалекте. |
Говорение (Speaking) | Вы можете вполне бегло общаться с собеседником при обсуждении привычных вам тем, отстоять свои взгляды, аргументировать, а также объяснить преимущества и недостатки некоторых решений. |
Чтение (Reading) | Вы читаете статьи, посвященные актуальным проблемам, в которых авторы придерживаются определенных точек зрения. Понимаете современную литературу. |
Письмо (Writing) | Вы свободно пишете подробные тексты, эссе, отчеты на понятные вам темы. Приводите доводы в поддержку определенных точек зрения и делитесь переживаниями в личных сообщениях. |
Ситуации, в которых вы можете свободно изъясняться и понимать собеседника:
● На работе во время совещаний вы отвечаете на вопросы в рамках своих задач и областей знания.
● Вы свободно беседуете с коллегами и друзьями о личной жизни и карьере, обсуждаете отношения, культурные нормы и отклонения от них.
● Вы можете рассуждать о плюсах и минусах разных образовательных систем, рассказать о своем образовании.
● Вы поддерживаете разговоры о книгах, даете друзьям рекомендации к прочтению ваших любимых произведений, рассказываете о них.
● Вам комфортно обсуждать финансы, давать советы по финансовому планированию.
C1 – Advanced
Аудирование (Listening) | Вы понимаете долгую речь, даже если в ней нет структуры. Свободно слушаете телепередачи и смотрите фильмы в оригинале. |
Говорение (Speaking) | Вы говорите без предварительного подбора слов и можете подробно объяснить сложную тему своему собеседнику. |
Чтение (Reading) | Вы читаете художественные и нехудожественные книги, оцениваете стиль текста. Вам понятен язык технических инструкций и статей, даже если они не относятся к вашей области знания. |
Письмо (Writing) | Вы пишете такие тексты, как эссе, отчеты, письма четко, структурировано, подробно, акцентируете внимание на важном. Вы подбираете стиль письма под своего читателя. |
Ситуации, в которых вы свободно понимаете речь, говорите и пишите на уровне C1:
● На работе обсуждаете с коллегами и руководством вопросы формирования успешной команды.
● На выставках говорите о деталях картин, на прогулках по городу — об архитектуре зданий.
● Вы свободно рассуждаете о защите природы и окружающей среды, социальных проблемах, предлагаете пути их решения и говорите о роли разных организаций.
● В разговорах о сегодняшних событиях и новостях рассуждаете о влиянии происходящего на людей, говорите о рискованных ситуациях, обсуждаете качество жизни.
● В личных беседах и при просмотре фильмов свободно понимаете различные типы юмора — иронию, сарказм, неформальную и формальную речь, неявные намеки.
C2 – Proficiency
Аудирование (Listening) | Вы не испытываете трудностей в понимании быстрой разговорной речи, будь то прямой эфир или запись, если у вас было время привыкнуть к акценту. |
Говорение (Speaking) | Вы хорошо знакомы со сленгом и идиомами, свободно передаете в речи даже самые неуловимые оттенки смысла. Ваша речь соответствует контексту, стилю и аудитории, она плавная, обладает логической структурой. |
Чтение (Reading) | Вы легко читаете практически все текстовые формы, включая абстрактные или сложноструктурированные. |
Письмо (Writing) | Вы пишете понятные тексты в выбранном стиле — объемные письма, отчеты, статьи, рецензии. В них четко прослеживается структура. |
Ситуации, в которых вы понимаете и используете язык на уровне C2:
● Вы обсуждаете с друзьями знаменитостей, их жизнь и светскую хронику.
● Вы говорите или пишете о проведении исследований в научных областях.
● Вы обсуждаете научные и технические открытия.
● Вы говорите с друзьями и коллегами о влиянии стресса на вашу жизнь.
Международные экзамены и их соответствие уровням CEFR
По шкале CEFR нет единого официального языкового теста или экзамена. Однако существуют таблицы и конвертеры, позволяющие определить уровень на основе результатов сертифицированных экзаменов. Представляем соответствующую таблицу и ссылки на ресурсы, которые помогут вам определить ваш уровень владения языком.

Ниже представлены два интерактивных инструмента, которые помогут перевести баллы экзаменов в показатели шкалы CEFR. Они работают по принципу конвертера, в одном поле вы выбираете сертифицированный экзамен, во втором — шкалу CEFR или GSE и вводите свой балл, а система отображает ваш уровень владения языком:
● GSE Score Converter — конвертер баллов за экзаменационные тесты в систему Global Scale of English. Показатели GSE можно сконвертировать в CEFR.
● Cambridge English Scale Score Converter — конвертер баллов CAE в CEFR или баллы других экзаменов.
Онлайн тесты на определение уровня владения английским языком по CEFR
Мы рекомендуем вам пройти следующие онлайн-тесты:
● Стандартизированный тест, откалиброванный по шкале CEFR | EF SET.
● Авторский тест на определение уровня английского языка | Инглекс.
● OOE English Level Test | Oxford Online English.
● Free English Level Test | English Exam.
● Kaplan Free English Test | Kaplan International.
● Placement test | Puzzle Movies.
Успешность продвижения от уровня к уровню зависит от многих факторов:
- степень сложности языка;
- количество часов на обучение;
- способность к языкам.
Добивайтесь того, чего хотите!